- Известно изречение, что все пути ведут в Рим, так в нашем городе все лучшие начинания связаны с «Сатурном». Именно здесь в 1998 году я начал свой трудовой путь. После окончания института и службы в армии работал на сборке серийных двигателей, в производстве, затем перешел в программу SaM146, дойдя до должности замдиректора программы по производственно-техническому сопровождению.
Меня не покидало желание получить дополнительное образование на западе, посмотреть, как строится там система обучения, система подготовки кадров, приобрести новые знания и навыки, искал такую возможность, изучал различные предложения, программы. «Сатурн» активно сотрудничает с компанией Snecma, а французская авиционно-космическая ассоциация (GIFAS) выделяет гранты на обучение (стажировку) для иностранных специалистов из стран-партнеров Франции по совместным проектам в авиации и космосе, у которых уже есть высшее профессиональное образование и опыт работы. Своего рода дополнительное образование для повышения квалификации. Ежегодно такие гранты получают около 30-40 человек со всего мира. На Россию выделяется только 2 гранта, и обычно их получают специалисты в области космических проектов. Необходимо было подготовить заявку, эссе, представить необходимые документы, рассказать о своих целях, выбрать направление повышения квалификации. Я выбрал тему "aeronautic ingeneering" – в развитие моей первой специальности. В итоге стал обладателем одного из двух российских грантов.
Было интересно изучить новые инструменты и методики в проектировании и производстве, в управлении. Узнать, как строится эта система подготовки, освоить международные методики, применяемые для разработки авиационного продукта под заданную себестоимость. В авиации уже давно не «рынок продавца», т.е. если раньше главное было разработать технически хороший продукт и это покупалось, то сегодня задача усложнилась, очень важно соблюсти бюджет и предложить рынку продукт с высокими техническими характеристиками на наиболее выгодных экономических условиях...
Данная стажировка была разделена на 2 модуля: семь месяцев шел административно-учебный модуль, а после этого практика по выбранному направлению, причем во Франции студенты ищут практику сами. В принципе, после такого обучения и прохождения практики можно было там же устроиться на работу. Я решил вернуться. Считаю, что по настоящему успешным можно стать только у себя на родине, поэтому необходимо брать лучшее на западе и применять в России.
Во Франции нам преподавали организацию разработки авиационного продукта - это системы разработки, программное обеспечение, и работа в команде. Считаю, что даже не очень сильная команда всегда обыграет сильного одиночку. Помимо теоретических и практически занятий, необходимо было выполнить 5 проектов, которые делали люди из разных стран и континентов (Китай, Индия, Южная Америка, Россия, арабские страны). Нам было необходимо представить проект: разработать, продумать экономическую часть, защитить. Главное, что я почерпнул - это организация работы в команде для достижения поставленных целей.
- На Ваш взгляд, насколько применимы западные технологии у нас?
- "ВолгАэро" - яркий пример применения западных технологий у нас: предметно ориентированные производственные линии; новейшее современное оборудование; организация управления. Для "ВолгАэро", где работает всего 186 человек, каждый сотрудник, его эффективность и умение работать в команде, нацеленность на результат особенно важны.
- Если команда работает разрозненно, то она не может быть эффективна, в любой компании. Как формируется сплоченность? Есть ли какие-то секреты?
- Во время обучения у нас в проектах работали люди разных национальностей, и первое, что пришлось делать - это узнавать друг друга. Есть определенные моменты, связанные с национальностью. Например, для общения и работы с представителями арабских стран в том числе, пришлось узнать, в чем особенности рамадана и различных праздников. Но основное в обретении сплоченности – уважение и ориентированность команды на достижение цели. Это задача лидера. Дальше есть определенные технологии для того, чтобы направлять команду в нужное русло и получать максимальную пользу в кратчайшие сроки.
- Это даже сложно себе представить: неродной язык, новое место обитания, новые непонятные люди...
- На самом деле, все это сплачивало. Все находились в одинаковой ситуации: для всех этот язык неродной, и новое место. Но, не обращая внимания на трудности, на возникавшие проблемы и ошибки, мы двигались вперед.
- Можете перечислить инструменты, способы, которые в состоянии стимулировать людей работать рука об руку?
- Менеджеру проекта необходимо развивать высокий уровень доверия между участниками проекта, создавать здоровую атмосферу. Повышение эффективности совместной работы предполагает постоянный сбор и анализ данных по проекту, которые необходимо совершенствовать. Если говорить относительно "ВолгАэро", уже видится направление развития, связанное с персоналом и его эффективностью. Т.е. одна из серьезных краткосрочных задач, которую я сейчас ставлю - это увеличение эффективности персонала и создание системы мотивации.
- Многие в нашей стране сходятся во мнении, что одна из главных проблем россиян - низкая производительность труда – связана с их ментальностью. Как это победить?
- Честно говоря, что касается работы, менталитет практически у всех народов одинаковый. Про особость наших сограждан - это все мифы. Основное - психология человека, национальные особенности второстепенны, но это не значит, что их не надо учитывать. Русские могут работать эффективно. История это подтверждает.
- Еще одна проблема - это подготовка кадров. В нашей стране был период, когда все ринулись в гуманитарии, и молодых технических специалистов, которые могли бы влить свежую кровь в промышленность, в производство, недостаток. Вы это ощущаете?
- Конечно, ощущаю. В последнее время государство предпринимает много действий для того, чтобы исправить ситуацию. Но прошлого не вернуть. Образовался своего рода обрыв и потеря преемственности, например, у всех на слуху технологии бережливого производства (5S, VSM…), пришедшие с запада, но не многие знают, как применять систему НОТ, а ведь она была разработана и внедрялась здесь. Поэтому данную ситуацию необходимо планомерно исправлять и государству, и бизнесу. Данный процесс не быстрый, но я верю в возрождение промышленности России. И то, что технические ВУЗы страны не пустуют – одно из подтверждений этому.
- Как Вы можете оценить подготовленность молодых специалистов?
- В нашей системе образования есть проблемы: это и старые методики, и продолжительное недофинансирование, что повлияло на существующую ситуацию. В ВУЗах студентов технических специальностей обучают на старом оборудовании, и сейчас специалиста после института приходится "натаскивать" на конкретном новом оборудовании. Но очень многое зависит от желания человека.
- В советские времена молодым специалистам давали наставника, который им все показывал. Сейчас, видимо, есть другие подходы?
- С одной стороны, наставник быстрее объясняет, как работает эта система, и постепенно тебя самого вовлекает в работу. С другой стороны, если двигаться самостоятельно, с учетом своего опыта и приобретенной теоретической базы, есть возможность внедрить новации, улучшить систему самому.
- Вы могли сравнить на собственном опыте систему образования у нас и за рубежом. Что Вы можете сказать о различиях?
- Мир сейчас стал глобальным, очень дорого ценится способность эффективно работать в многонациональной команде. Что можно взять оттуда и привнести к нам? Более жесткие требования к качеству технического образования. Кроме того, крепкие связи институтов с промышленностью, т.е. подготовка именно тех специалистов, в которых нуждается бизнес. Мы уже начали такую работу напрямую с нашей академией.
- Предприятие у Вас молодое. Вы набираете штат, или он уже укомплектован?
- Штат у нас жестко регламентирован загрузкой. Предприятие практически полностью укомплектовано. На сегодняшний день у нас есть только 4 вакансии для инженерно-технических работников.
- На что бы вы посоветовали обратить внимание студентам, которые сейчас заканчивают обучение, к примеру в РГАТА?
- Прежде всего, хорошо знать свою специальность, но большим плюсом будет являться знание иностранного языка, на рынке труда сейчас недостаток технических специалистов с хорошим уровнем иностранного языка. Инвестиции в свое образование всегда окупаются.
У нас сейчас хорошие контакты с РГАТА. Мы берем ребят на практику с 3 курса. Также будущие выпускники работают по совместительству на и на "ВолгАэро" и на "Сатурне". Тем самым мы максимально привлекаем будущих выпускников к решению существующих задач на предприятии. Мы подготавливаем специалиста по его направлению деятельности значительно раньше, чем он окончит ВУЗ, чтобы он был полностью готов к работе. Но и здесь есть проблема: обучаешь специалиста, а он уезжает в Москву. Московская область близко, а мы не можем поддерживать московский уровень зарплат. Приходится надеяться на патриотизм, приверженность корням и фирме.
- Что Вы можете сказать по поводу самообразования? С чего начать молодому человеку?
- Всегда важна цель. Например, я люблю технику, поэтому начал с технического образования – это основа. Дальше делал упор на изучение экономики и управления
- Как встретил вас коллектив, когда вы заступили на должность генерального директора?
- Нормально встретил. Сказали: "Welcome onboard". Что касается "ВолгАэро". Компания была образована идеями и действиями большого количества людей. Были вложены огромные средства материнских компаний, направлен лучший персонал. Материнские компании постоянно организуют поддержку: мы вливаемся в систему обучения НПО "Сатурн", получаем техническую поддержку. "ВолгАэро" сейчас выпускает детали для двигателя CFM-56 и SаM-146 и конкурирует не с российскими предприятиями, а с мировыми. Единственный способ находиться в этой среде - это быть эффективнее своих конкурентов - по срокам, качеству и издержкам.
"ВолгАэро" уже является основным поставщиком фирмы "Снекма" по барабанам бустера седьмой версии двигателя CFM-56. Эти двигатели идут на "боинги" и "эрбасы". На сегодня это самый успешный коммерческий двигатель (годовой объем выпуска двигателя CFM-56 ~ 1200 шт.). "ВолгАэро" ежегодно производит для него около 500 барабанов бустера (более 1500 шт с начала освоения) и 100 задних стоечных узлов. Верю, что двигатель SaM146 скоро выйдет на запланированные объемы, а может и больше. И сейчас наши основные направления - увеличение эффективности персонала, максимальное использование оборудования и сокращение издержек на каждом производственном этапе. Уверен, у нас все получится.