Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров ответил на вопросы читателей «Улицы Свободы»
02.12.2011 / 13:03
Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров ответил на вопросы читателей «Улицы Свободы»
Гостем последней «Прямой линии» 2011 года стал управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров. Читатели «Улицы Свободы» задали Илье Николаевичу разноплановые и иногда даже неудобные вопросы. Мы не группировали вопросы и не редактировали ответы гостя, они приведены в том порядке, в котором поступили.
- Сложилось мнение, что двигатели SaM146 для Суперджетов нужны более мощные: оптимизированы под 75 посадочных мест, а большинство авиакомпаний заказывают салоны с 95 местами. Правда, что «Сатурн» работает над увеличением мощности двигателей?
- Характеристики, о которых идет речь, в большей степени лежат в зоне ответственности Snecma - французского партнера «Сатурна» по производству SaM146: они делают газогенараторы и «горячую» часть. Действительно, работы по увеличению мощности и уменьшению веса двигателя идут. В следующем году будут выпущены два Суперджета Long Rage с 95 пассажирскими креслами. Под них уже запущены двигатели, и, прямо скажем, что их характеристики с точки зрения надежности эксплуатации не ухудшаются. Они будут с увеличенной на 5% тягой и с уменьшенной массой.
- Что нужно сделать, чтобы стать директором такого предприятия как НПО «Сатурн»?
- Здесь два момента: быть компетентным, а компетенция обусловливается постоянным совершенствованием и обучением. Второе - стечение обстоятельств. В этой ситуации мало что решают связи и знакомства. Кандидатов бывает очень много.
- Будут ли на «Сатурне» появляться новые рабочие места?
- Они сейчас уже есть. Мы набираем порядка 250 основных рабочих, в том числе, под развитие и увеличение объемов программы SaM146.
-Есть ли у сотрудников предприятия какое-то корпоративное кредо? Если да, то в чем оно выражается? К чему вы все стремитесь?
- Мы стремимся беречь «Сатурн» и развивать его. Основные качества наших работников - исключительная порядочность, как в работе внутри компании, так и с партнерами, и соблюдение принципа «заказчик всегда прав».
- Почему «Сатурн» выступает против строительства Макдональдса? Юридически доводы компании понятны и обоснованы, но какова лично ваша позиция по этому поводу?
- Во-первых, компания не выступает против строительства Макдональдса, это было бы довольно странно. Так повелось, что наличие этого бренда в любом российском городе говорит об его определенном успехе, и в Рыбинске он был бы, несомненно, кстати. «Сатурн» выступает не против Макдональдса, а за интересы своих сотрудников, которые в данном случае ущемляются. Площадка, отведенная под кафе, ранее предназначалась для корпоративной автостоянки. Нарушения здесь обнаружили представители УФАС, они же обратились в Арбитражный суд Ярославской области, определивший – приостановить строительство. Сносить построенные конструкции, вероятнее всего, уже никто не будет. Но договариваться и решать вопрос надо. Мое личное мнение относительно всей ситуации совпадает с мнением моих коллег, да и всех рыбинцев: строить Макдональдс надо было на противоположной стороне улицы. Даже с экономической точки зрения, считаю, это было бы более оправданно.
- Какой стиль руководства вам близок, и как вам удается управлять такой компанией как «Сатурн»?
- Я неоднократно говорил, что управление крупными компаниями должно быть коллегиальным. У нас это называется дирекцией - когда полномочия руководителя максимально делегированы его ближайшему окружению. Для меня это 7-9 человек, с которыми я непосредственно работаю. Если их больше, то уже создаются проблемы для руководителя. Каждый из подчиненных должен быть максимально компетентным в своей области. Собственно, именно так мы и работаем на «Сатурне».
- Разделяете ли вы дружбу и бизнес?
- Абсолютно разделяю. У меня есть друзья как на «Сатурне», так и вне его. Но с точки зрения бизнеса я не ценю людей по принципу личной преданности.
- Как, на ваш взгляд, можно эффективно мотивировать подчиненных?
- Есть несколько типов подчиненных. Прямые (те самые 7-9 человек, о которых я сказал выше) достаточно мотивированы финансово. В целом людей нужно мотивировать карьерным ростом, перспективами развития компании и тем, что называется team building - созданием серьезной единой команды. Все остальные наши сотрудники, помимо финансовых благ, стимулированы социальными гарантиями.
- Были ли у вас кумиры, и на кого вы равнялись в начале своей карьеры?
- В начале карьеры я ориентировался только на одного человека - на своего отца.
- Как вы проводите свободное время, есть ли у вас увлечения?
- Увлечений у меня в силу нехватки времени всего два: горные лыжи и фотография.
- Какие советы вы можете дать начинающим руководителям для эффективной организации коллектива?
- Все очень просто: надо поставить перед собой цель и ориентировать на нее весь коллектив. В нашей отрасли целью является ежедневное извлечение максимальной прибыли. Начинающим руководителям я бы посоветовал начать свою деятельность с прочтения книги «Цель» известного американского автора Голдрата.
- Вы закончили высшее военное училище и служили в ВВС. Каким вы видите будущее российской армии и как относитесь к переходу на контрактную систему?
- К переходу на контрактную систему я отношусь весьма положительно. Ныне наиболее организованные и успешные вооруженные силы, как, например, в США, - контрактные, причем, достаточно давно. Достаточно эффективную советскую структуру армии нам уже никогда не вернуть. В нынешних вооруженных силах все исходит из стратегии и военной доктрины. Поэтому поддерживаю переход. Насколько глубоко он пойдет, зависит от того, сколько государство захочет на это потратить, поскольку это довольно дорогая вещь. Даже не столько с точки зрения денег, но и с позиции интеллекта. За год солдата особенно ничему не научишь.
Несмотря на то, что сейчас я не в вооруженных силах, я глубоко в этой теме, и нахожу политику Минобороны на минимизацию расходов при сохранении боеготовности правильной. Когда министра критикуют за его деятельность, надо просто задуматься, от скольких видов непрофильной деятельности он освободил нашу армию. Опять же, все исходит из задач. У нас сейчас нет врагов, а есть угрозы. На них и ориентирована строящаяся армия.
- Когда «Сатурн» принесет реальную прибыль области, чтоб ее могли видеть все, помимо рабочих мест для рыбинцев?
- Вопрос абсолютно правильный. Как только «Сатурн» начнет приносить реальную прибыль, деньги будут направлены на развитие региона. Поэтому всем на «Сатурне» надо стараться, поскольку с ростом нашей прибыли будут увеличиваться налоговые отчисления. Но и сейчас мы приносим пользу области. Мы много занимаемся благотворительностью, только не очень пиарим это дело и не стремимся заработать каких-то дивидендов.
- Почти все большие корпорации периодически проводят ребрендинг. Считаете ли вы, что это нужно «Сатурну»?
- В определенный момент времени, конечно, будет нужно, и символика компании периодически видоизменяется. Сейчас к надписи «Сатурн» добавлен некий вензель, который символизирует нашу принадлежность к Объединенной двигателестроительной корпорации. Ребрендинг проводится тогда, когда на предприятии происходят изменения. Сейчас бренд «Сатурна» известен, стратегия компании ясна, и поэтому в ближайшие лет 5 мы вряд ли будем существенно менять символику.
- Правда ли, что дауншифтинг могут себе позволить только обеспеченные люди? Все бросить и уехать, к примеру, на Бали «постигать истину»?
- Нет, неправда. Этим занимаются и многие не слишком обеспеченные люди. С другой стороны, дауншифтингом в определенном смысле можно назвать и уход в монастырь - это зависит от человека и от того, чем и как он живет, но это не связано с обеспеченностью.
- А вообще дауншифтинг как жизненный принцип вы поддерживаете, понимаете? Как-то с собой соотносите?
- У меня абсолютно другая идеология. Я человек, стоящий на родной земле обеими ногами.
- Вам никогда не хотелось существовать вне системы, открыть, например, свой личный бизнес?
- Занимался я немного этим делом, и понял, что не мое. Если бы я жил, например, в Соединенных Штатах, где давно определены правила игры, то, возможно, жизнь сложилась бы по-другому. К сожалению, у нас пока не на том уровне соответствующая законодательная база и менталитет. Да и в целом для меня это неприемлемо.
- Вы - представитель промышленной элиты Ярославской области. Что, по-вашему, должно обязательно характеризовать элиту страны? Эталоны прошлого и лучшие представители настоящего.
- Элиту страны должен характеризовать профессионализм и компетентность в той или иной области. В промышленной элите эталонами я считаю Николая Дмитриевича Кузнецова, Андрея Николаевича Туполева. С ними я был знаком, и у меня остались колоссальные впечатления от обоих. Люльку Архипа Михайловича и Павла Александровича Соловьева, безусловно, тоже необходимо помнить и почитать как элиту нашей страны. Очень интересный человек - бывший генеральный конструктор «Радуги» Игорь Селезнев, слава Богу, здравствующий и поныне. В экономике мне импонирует руководитель Renault-Nissan Карлос Гон.
Если говорить в целом об элите, то у нас зачастую подменяются понятия, и этим словом называют то, что является «тусовкой», тех людей, которых мы видим по телевизору. Это, безусловно, никакая не элита, и людям необходимо разграничивать эти понятия.
- Каков был ваш профессиональный путь до руководства «Сатурном»? Основные вехи.
- Сперва я не поступил в Серпуховское высшее военно-командно-инженерное училище ракетных войск, конкурс был огромный, и нужно было получить все «пятерки», а я получил одну «четверку» - за сочинение. Год работал на заводе, где собирал крылатые ракеты Х-22 – отец, который в то время был директором машностроительного завода в Дубне, меня отправил прямо в цех. Параллельно серьезно готовился, и в конце концов поступил. Спорт, которым я занимался и продолжаю сейчас заниматься, мне очень помог. Об учебе и службе в вооруженных силах я обычно рассказываю мало - это самый большой и лучший период в моей жизни. Я счастлив осознавать свою причастность к тому, что тогда только проектировалось, а сейчас уже летает. Уволился я рано, в 45 лет - с серьезной должности. Я не соглашался с проводимой политикой в оборонной отрасли. Какое-то время занимался частным бизнесом – поставкой в Россию автомобилей, даже преуспел в этом, но понял, что не мое. И потом меня уговорили пойти директором в Дубненский машиностроительный завод, который после смены курса и череды директоров находился в плачевном состоянии. И за 4,5 года, что я его возглавлял, нам немало удалось там сделать. Кстати, я считаю, что после 4-5 лет руководства стоит уходить в другое место. Что я, собственно, и сделал, перейдя в Рыбинск. Трое человек, работавших со мной в Дубне, пришли сюда работать вместе со мной и, как я теперь вижу, «пришлись ко двору» и на «Сатурне».
- Главные вехи – они уже пройдены или еще впереди? Итоги года для себя лично как подводите?
- Итоги года можно считать успешными. Мы выросли по объемам производства. Мы очистили компанию от долгов. Мы запустили серию по SaM146, заключили два контракта на миллиард долларов и обеспечили себе загрузку на ближайшие 4 года. Прекрасно отработали на МАКС-2011. 80% процентов двигателей, представленных на стенде Оборонпрома, были произведены нами, чем мы очень гордимся. О себе говорить не стану - пусть лучше об этом люди скажут позже, потому что, как правило, заслуги признаются не сразу. Я считаю, что все лучшее и еще более успешное впереди. Если б полагал, что основная часть жизни пройдена, писал бы книги, или посвятил всего себя своим хобби - фотографии и лыжам.
- Откровенная поддержка Путина - это связи или признание заслуг или и то, и другое?
- Говорить о связях в моем возрасте, наверное, уже не актуально. У меня есть руководство, и оно решает, где мне быть. Да и потом, я убежден, во главе угла стоят не связи, а компетентность. Я - один из немногих в отрасли, кто с Владимиром Владимировичем Путиным беседовал не раз. И уверяю вас, это очень достойный и чрезвычайно компетентный человек: простой и понятный. Я реально не вижу никого, кто мог бы что-то ему противопоставить. Я старался всю жизнь быть вне политики, но не смог, потому что «Сатурн» - социально-ориентированная государственная компания. Сейчас я член партии «Единая Россия».
- Вот сейчас Вы откровенно говорите о своей поддержке Путина, а что скажете о его поддержке «Сатурна»?
- Безусловно, эта поддержка ощущается. Практически вся наша боевая авиация летает на двигателях разработки «Сатурна». Единственный новый отечественный пассажирский самолет за последние 20 лет оснащен нашими двигателями. Сам по себе проект огосударствления «Сатурна» - детище Владимира Владимировича, и как ему после этого всего не поддерживать «Сатурн»?