Эксперты считают, что признание Рыбинска древним русским городом изменит привычные туристические маршруты.
С окончанием лета Рыбинская археологическая экспедиция под руководством Александра и Ирины Рыкуновых завершила очередной полевой сезон в районе слияния рек Волги и Шексны. За 20 лет ее участникам удалось найти доказательства существования древнего поселения на территории современного города. По утверждениям энтузиастов, оно носило название Усть-Шексна, возникло раньше Ярославля и достигло своего расцвета в XII-XIII веках. О сенсационных открытиях археологов и их возможном влиянии на туристическую политику региона «Улице Свободы» рассказывает один из наиболее активных участников Рыбинской археологической экспедиции, директор по персоналу ОАО «НПО «Сатурн», историк Леонид Иванов.
- Леонид Михайлович, расскажите, в чем суть вашего открытия.
- Нам удалось узнать и доказать, что на территории современного Рыбинска в эпоху Древней Руси располагался административный центр с большой площадью, богатой материальной культурой и многочисленными ремесленными мастерскими. Ранее историю второго по величине города области принято было исчислять с начала XVI века, с первого упоминания Рыбной слободы. Сейчас же можно утверждать, что поселение в том месте, где сейчас располагается Рыбинск, возникло раньше Ярославля - в конце X века и носило название Усть-Шексна. В русской летописи под 1071 годом упоминается место проведения суда над языческими жрецами-волхвами – «УстьШескны». Мы уверены, что летописный рассказ имеет прямое отношение к начальной истории второго города Ярославской области.
- И вы можете это доказать?
- Разумеется. Во время раскопок в месте слияния Волги и Шексны мы нашли множество подтверждений гипотезы, высказанной еще в начале прошлого века нашим земляком, замечательным русским краеведом Алексеем Золотаревым.
Нижней датой культурных слоев в месте раскопок на сегодняшний день отмечен зарытый на материке (то есть, на границе между культурным слоем и землей, которую никогда человек не осваивал) клад арабских серебряных дирхемов. Он был датирован 976 годом, а клады датируются по самой младшей монете. И это подтверждено официальным заключением специалистов Института археологии РАН. Дирхем - это фактическая «мировая валюта» VI-IX веков, которая чеканилась в арабских халифатах, и главными проводниками вывоза этого серебра в Европу были скандинавы-варяги.
Еще интереснее то, что если нам посмотреть все результаты раскопок все того же Института археологии РАН в Ярославле, то таких хорошо датированных слоев на территории Стрелки – Рубленного города мы не найдем. Этот факт подтверждает данные сказаний о начале города Ярославля о закладке поселения на пустом месте.
- Но факт обнаружения клада ведь не означает того, что на этом месте располагалось поселение?
- Если бы просто кто-то копал землю или колодец, как это чаще всего происходило при обнаружении большинства кладов, то, собственно говоря, клад рассматривается отдельно от поселения. Наша же находка была обнаружена на границе слоя и материка. Рядом с ней мы также нашли сердоликовые бусы, бронзовый игольник, которые по хронологии бытования идентичны времени сокрытия клада.
В последующих верхних слоях – находки начала и середины XI веков. Это не только индивидуальные находки, но и остатки деревянных усадеб, а также выточенная на токарном станке деревянная посуда.
Древняя Усть-Шексна была не просто рядовым поселением, а одним из крупнейших центров металлургии и кузнечно-оружейного промысла региона. Самое главное свидетельство административных функций поселения - свинцовые вислые печати, скрепляющие грамоты. Обычно именно по находкам печатей реконструируется некая политическая история или вовлеченность поселения в нее.
На Усть-Шексне было найдено семь печатей до этого года и в этом году нашли восьмую. В их числе много печатей с грамот духовных лиц, новгородских владычных наместников. Это обычно поземельные акты, завещания. Есть одна грамота церковная византийская, и это свидетельствует о том, что поселение явно не было рядовым. А самая древняя вислая печать принадлежит прямому родственнику Ярослава Мудрого, его сыну Игорю, князю Владимиро-Волынскому и Смоленскому в 1054-1060гг. Такая находка не может быть случайной. Грамоту с княжеской печатью могло привезти с собой должностное лицо; она, возможно, служила подтверждением его полномочий.
- А что известно о народности, которая населяла это место?
- По сути дела, обследование территории перед затоплением Шекснинского водохранилища было минимальным, и множество памятников было потеряно. Но регулярные исследования сохранившейся наполовину территории поселения (15 гектаров) свидетельствуют, что перед нами – третий по размерам город Ростовской земли после Ростова и Белоозера перед нашествием Батыя во 2-й четверти XIII века.
Однако в условиях, когда практически вся Молого-Шекснинская пойма осталась неисследованной, мы не знаем 99 процентов данных о населении этой территории.
Разумеется, в летописях есть сведения о народностях весь, меря, и славянах, но они не касаются района слияния Волги и Шексны. Скорее всего здесь жило смешанное население - славяно-финское. В одном из письменных источников конца XVII века говорится о том, что в эти края пришли славяне с Новгородской земли. Это были язычники, не пожелавшие креститься и поклонявшиеся богу Велесу.
- Что еще удалось обнаружить рыбинским археологам?
- На севере поселения ближе к Рыбинской ГЭС были найдены остатки производственных сооружений кузнецов, а в ямах с производственным браком - копья, топоры, стрелы, фрагменты кольчуг, причем, в очень серьезном количестве, клады ремесленников, кузнецов. Причем весь этот комплекс погиб одномоментно, и дата этой гибели нам совершенно понятна - это зима 1238-1239 годов, когда Владимирский князь Юрий Всеволодович, бросив свой стольный город Владимир, пытается с дружинами своих племянников, в том числе, Всеволода Ярославского, уйти на север, на реку Сить, чтобы дождаться своего брата Ярослава, который к нему так и не пришел. Русское войско потерпело на Сити поражение, Юрий Всеволодович был убит, его племянник ростовский князь Василько, как известно, был пленен и потом казнен за отказ сотрудничать с татарами.
Скорее всего, это последняя оружейная мастерская русских войск по пути на Сить, потому что столь одномоментное оставление колоссального количества оружия говорит о быстрой мобилизации. А летопись прямо говорит, что Юрий шел на Сить через Ярославль, за ним тем же маршрутом шли татары. Естественными путями движения войска тогда были замерзшие реки. Вне всяких сомнений, войска шли по Волге вверх, далее - вверх по Мологе, до современного Брейтова, где в Мологу впадает Сить. Очевидно, все ремесленники были мобилизованы в ополчение, и, судя по тому, что мы нашли несколько зарытых ремесленных кладов, за которыми никто не вернулся, эти ремесленники погибли вместе с великим князем на Сити.
- И это можно считать концом Усть-Шексны?
- После этого, к сожалению, яркая история этого города начинает идти на убыль, но зато в его материальной культуре все большее значение начинает играть рыболовство. Собственно говоря, история рыбных промыслов, которые мы ассоциируем со временем XVI-XVII веков, когда Рыбная слобода была поставщиком рыбы великокняжескому, а затем царскому столам, начинается задолго до этого, где-то в послемонгольскую эпоху. Княжеские грамоты с XV века неоднократно упоминают в нижнем течении Шексны много рыболовных угодий и приспособлений для ловли крупной рыбы осетровых пород. С конца XIV века волостью Усть-Шексна владеют удельные князья Шехонские.
- Скажите, что нужно для официального признания ваших открытий?
- Необходимо официальное подтверждение РАН, где пока к нашим инициативам относятся скептически. Открытие нового древнерусского города, лишь единожды упомянутого в летописи под 1071 годом, ломает ряд привычных схем освоения и развития территории Северо-Восточной Руси.
- Леонид Михайлович, а теперь скажите, что изменится, если результаты этих исследований официально подтвердят в РАН?
- Я полагаю, что одним полноценным древним городом в областном сознании станет больше. Сейчас мы рассуждаем некими стереотипными категориями относительно древности, и в наших головах сложен определенный фиксированный перечень старейших городов области – Ростов, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский... Открытие археологами начальных страниц истории Рыбинска сможет разрушить эти штампы.
- Наверное, это могло бы быть дополнительным стимулом для развития Ярославского туристического кластера?
- Вне всякого сомнения. Я думаю, мы даже сможем изменить традиционные туристические маршруты в пользу Рыбинска. Например, многие годы теплоходы всегда проходили город не останавливаясь, ночью. Потому что это был закрытый город, и никто о нем ничего не знал. Теперь появился хороший повод пришвартоваться к Рыбинской пристани. А ведь у нас, кроме Усть-Шексны с ее находками, есть еще и единственный в мире музей затопленного города Мологи. И многое другое, что может заинтересовать гостей нашего региона.