URL: http://www.ulizza.ru/novosti/yaroslavl-tunoshna-osnovnyje-versii-sluchivshegosa/

Популярное
Система Orphus

Туношна: основные версии случившегося

Туношна: основные версии случившегося
09.09.2011 / 17:49

Трагедия в Туношне потрясла россиян до глубины души. Ярославцев же вообще, как говорили, «лишила части сердца». Естественно, что после тяжелейших эмоций эта беда вызывает желание разобраться - как же это получилось? И вопрос «Кто виноват?» здесь точно не важнее вопроса «Что делать?». Какие нужно извлечь уроки, чтобы трагедии не повторялись?

Сегодня к расследованию причин аварии подключены ведущие эксперты Международного авиационного комитета (МАК). Пока они могут официально сказать лишь следующее: черные ящики найдены, промокшие магнитные ленты высушены, информация скопирована, идет расшифровка. И дальше непонятное: «Предварительная обработка зафиксированной параметрической информации позволяет определить, что перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на «кабрирование» и закрылки самолета были установлены во взлетное положение - 20 градусов. Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями». Что из этого следует - понятно далеко не каждому.

Но общественное сознание не может жить в пустоте, поэтому раз за разом звучат аргументы в пользу той или иной версии о причинах крушения. Сегодня мы подытожили все услышанные и прочитанные за неделю теории и попытались взвесить «за» и «против» каждой из них.

Взлетно-посадочная полоса
Первая и самая расхожая в народе версия: взлетающему Яку не хватило взлетной полосы, потому что в момент происшествия аэропорт был забит самолетами чиновников и политиков, прибывавших на МПФ, царила суета и неразбериха. Есть даже версия, что на взлетную полосу выехали автомобили неких высокопоставленных лиц.

Однако профессиональные летчики опровергают эту теорию. По версии Politonline.ru, на спутниковых фотографиях «Туношны» ясно видно, что расположение рулежных дорожек не позволяет самолету выехать сразу на середину полосы. Но даже если «рулежки» были заняты прибывшими на форум самолетами, это не криминально. По мнению специалистов, изучивших план аэропорта, самолету в любом случае было бы достаточно места для взлета. Из имеющихся 3000 метров, Яку хватило бы и 1800.

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов также опроверг версию крушения из-за недостаточной длины ВПП.

Того же мнения и бортмеханик Владимир Назаренко. По его словам, «Туношна» ничем не отличается от других взлетно-посадочных полос в регионах. «Конечно, не европейский класс, но в небо выходили без проблем», - заявил бортмеханик в интервью «Комсомольской правде».

НТВ и LifeNews приводят запись с камеры видеонаблюдения, установленной на мачте маяка, который, якобы, снес Як-42, съехавший с взлетной полосы. На картинке видно лишь приближающийся самолет, затем видео обрывается. Где находится в этот момент машина, то ли на земле, то ли уже в воздухе, когда сняты кадры и где, тот ли это вообще самолет и аэропорт - непонятно. Так что этот артефакт ничего не объясняет и уж, тем более, не доказывает. 



Между тем, собеседник, пожелавший остаться неизвестным, все же высказал версию о дефективной ВПП. Якобы, в «Туношне» она всегда была не в порядке. И взлетающие самолеты «рисковали каждый раз».

Есть версия, что из-за дефектов на ВПП у самолета могло разрушиться шасси, поэтому при взлете за самолетом по полосе, якобы, тянулся темный след. Эксперт проекта Finam.Aero Алексей Захаров подтверждает, что иногда на полосу попадают какие-то посторонние предметы. Но это опасно для самолетов, у которых на стойке только одно колесо - в этом случае шасси может разрушиться. На Як-42 многоколесная тележка. Если даже одна шина порвется, это не приведет к тому, что стойка обломится и машина зароется этим «костылем» в полосу. В таких случаях самолет просто ложится и начинает «чиркать» носом или мотогондолой по бетону.

Техника
Версию о шасси эксперты отмели еще и потому, что если бы шасси сломались, самолет бы просто упал на взлетную полосу, так и не оторвавшись от земли. Но что было бы, если бы те самые посторонние предметы (например, массивный грузовик) ударили по шасси после отрыва? Хотя, конечно, такой абсурд, как грузовик, внезапно выехавший перед взлетающим самолетом на ВПП, мы всерьез не рассматриваем.

Крушение Як-42 в «Туношне» могло произойти также по причине некачественного топлива в баках самолета. Через несколько часов после трагедии весь керосин в аэропорту был арестован. Очевидец, бывший летчик-испытатель Андрей Александрович утверждает, что у Як-42 в момент взлета отказали двигатели. Из-за плохого топлива, возможно, моторы не смогли работать на полную мощность, у них могла уменьшиться тяга. А если оно было разбавлено водой, она могла сконденсироваться в баках, потом кристаллизоваться и забить фильтры на входе двигателя - при этом подача топлива прекращается.

РИА-Новости сообщают, что в настоящее время горюче-смазочные материалы в “Туношну” доставляются из других городов. Многие самолеты заправляются заблаговременно.

Еще версия - не был установлен или был установлен неправильно стабилизатор. Но сегодня заместитель министра транспорта Валерий Окулов сказал журналистам, что после поднятия со дна Туношонки всех обломков самолета стало ясно: стабилизаторы были, и выставлены были правильно. Затем МАК, по первым результатам расшифровки “черных ящиков”, подтвердил: перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на "кабрирование" и закрылки были установлены во взлетное положение - 20 градусов. Если это так, то почему самолет не мог оторвать нос так долго от взлетной полосы - непонятно.

Человеческий фактор
Бортмеханик с четырехлетним опытом работы на чартерных рейсах, в том числе, в деловой авиации, Владимир Назаренко изложил в интервью «Комсомольской правде», свою версию. По его мнению, разбившийся Як-42 с «Локомотивом» на борту был перегружен. Именно это, говорит он, стало причиной нехватки мощности у двигателей для взлета. О перегрузе же можно судить и по крену самолета на левый бок. Но известно, что на борту лайнера находились 45 человек вместо положенных 120 - чем тогда мог быть перегружен Як-42?

Согласно еще одному варианту, который активно обсуждают на форумах, Як-42 во время разгона прошел так называемую “точку невозврата“, после которой не взлетать самолету было уже нельзя. Как сообщил заместитель министра транспорта Валерий Окулов, экипажи самолетов принимают решение не взлетать только в случае отказа какой-либо из установок. Стабильно работала техника или нет, станет ясно после расшифровки бортовых самописцев, но, так или иначе, пилоты Як-42 приняли решение на взлет.

Актуальный на момент написания вариант причины катастрофы, названный заместителем министра транспорта РФ Валерием Окуловым, - недостаточная для взлета скорость разгона лайнера. И эта версия может означать что угодно - и малый разгон (см. полоса), и человеческий фактор, и отказ техники.


Теги по теме: Крушение Як-42 в Туношне
Другие материалы разделов: Происшествия, Транспорт
Голосование: Понравилось +3 Не понравилось -0
Спасибо. Ваш голос учтен
Вы уже голосовали
Отправить на E-mail Распечатать Отправить в Facebook Отправить в Вконтакте Отправить в Одноклассники Отправить в LiveJournal Отправить в Twitter

Материалы по теме

Комментарии Комментарии(0): Показать/скрыть Добавить

*
 
*