Прошли сутки с тех пор, как Ярославль заполонили таблички с фамилиями предпринимателей, занимающихся дорожным ремонтом. На этих табличках, помимо информации о дате ремонта разбитой дороги и о сумме средств, затраченных на работы, содержался также вопрос, обращенный к ярославцам: нравится ли им результат. В тот же день на одну из улиц подрядчик пригнал дорожную технику и приступил к ремонту. Произойдет ли то же самое на оставшихся дорогах, помеченных табличками (а этих плакатов, по данным СМИ, было вывешено порядка 200)?
Не нужно быть экспертом в области дорожного ремонта, чтобы ответить “нет”. Для отрицательного ответа также не обязательно знать специфику взаимоотношений мэрия - подрядчик в Ярославле (а эти взаимоотношения здесь особые). Лишь объяснение руководителя одного из подрядчиков Эдуарда Авдаляна, отказавшегося связывать начало работ на улице Александра Невского с инициативой неизвестных активистов, в какой-то степени дает основания полагать, что это не превратится в тенденцию. Во-первых, он не проанонсировал начало работ на других “убитых” улицах. А ведь мог! Да что там мог, проанонсировал бы, если б собирался их ремонтировать. Во-вторых, другие бизнесмены, чьи имена были упомянуты на табличках (Вагинак Погосян и Сергей Шмелев), и вовсе ничего не прокомментировали.
Теперь мы подходим к главному. Чего добивались активисты, развешивавшие эти таблички по городу? Очевидно, они, так же, как и все ярославские автомобилисты, хотят ездить по ровным дорогам. Назовем это главной целью активистов. Для достижения этой цели они выбрали весьма экстравагантную задачу - привлечь внимание автомобилистов к проблеме бездорожья. Или к именам руководителей фирм-подрядчиков, которые, по мнению организаторов акции, во всем виноваты. Автомобилисты-то обо всем этом не знали! Ездили каждый день по ямам и не догадывались, отчего подвеска скрипит. Допустим, после этой акции узнали. Ответили сами себе на вопрос, обращенный с табличек: “не нравится!” Что дальше?
И тут выясняется, что эта акция, которая стала главной темой в ярославских СМИ 13 апреля, была попросту неграмотно выполнена. Мелкий шрифт и много текста вдобавок к небольшой, для соцсетей состряпанной “Схеме ремонта дорог за бюджетные деньги” от Сидора Пустослова - все это как-то не очень соответствует традиционным для наружной рекламы лекалам. Ну, допустим, сбавил человек скорость, прочитал обращенную к нему информацию, узнал, что на ремонт дороги недобросовестным подрядчиком была потрачена N-я сумма. И поехал дальше по разбитой дороге.
Быть может, организаторы акции решили заняться самопиаром? Но эта цель выглядит еще более странной, особенно с учетом того, что один из активистов не пожелал показывать свое лицо в эфире ВГТРК “Ярославия”. Официально о своей причастности к этой акции до сих пор никто не заявил. Славно попиарились на этой теме, как ни странно, чиновники и депутаты, которые поддержали гражданскую инициативу.
Вообще в Ярославле в последние годы проводилось достаточно много акций, посвященных плохим дорогам. Автомобилисты закрашивали ямы разными цветами, сажали в них картошку и цветы и даже устраивали похороны дорог. Однако ямы как были, так и продолжают быть. Значит ли это, что нужно прекратить общественную деятельность и смириться с происходящим? Нет. Просто нужно придумывать осмысленные акции, которые помогали бы решать проблему, а не констатировать ее существование.
Пожаловаться о ямах на дорогах можно куда угодно: в ГИБДД, мэрию, прокуратуру, депутату, в конце концов. В том, что дороги в Ярославле разрушаются спустя полгода после ремонта (а то и раньше), виноваты не только подрядчики, но и те, кто принимает работы. И если на одну или две жалобы можно ответить “отпиской”, то в случае с несколькими сотнями или тысячами жалоб на одну конкретную дорогу или яму такой вариант будет более затруднителен. В конце концов, если людям лень писать жалобу официальным лицам, по-прежнему существует портал “РосЯма”, на котором также можно оставить заявку с просьбой о ремонте дороги. Последняя жалоба из Ярославля датируется на этом сайте 31 мая 2013 года. Но ведь таблички вешать гораздо интереснее, в фейсбуке же похвалят.
Фото: Сергей Вотановский/Facebook
Мнение авторов материалов в рубрике “Не-формат” является сугубо личным
и может не совпадать с позицией редакции