На днях «Улице Свободы» стала известна история ярославца, попытавшегося привлечь к ответу управляющую компанию. По его мнению, коммунальщики неоднократно отключали горячую воду без предупреждения. Хотя по закону обязаны это сделать не менее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва. Понятно, что не все управляющие компании готовы быть уличенными в срыве сроков отключения ГВС, а следовательно не всегда горят желанием об этих сроках уведомлять.
Наш читатель обратился в УФАС, где ему вполне официально ответили (копия письма службы имеется в редакции), что Управдом сам за собой нарушений не признает, необходимые объявления размещал, сроков не нарушал. Оснований для возбуждения дела нет. Получается, что если жильцы сомневаются в соблюдении законов и правил, то проверять свои догадки, а потом доказывать свою правоту, им следует самостоятельно. Как грамотно собрать доказательную базу и составить жалобу в нужную инстанцию, «Улицу Свободы» проконсультировал преподаватель юрфака ЯрГУ Михаил Каплин.
1. Для начала необходимо зафиксировать факт отсутствия услуги. Достаточно написать заявление в вашу управляющую компанию с указанием точной даты отключения воды и требованием возобновить водоснабжение. Если в доме не установлены индивидуальные или общие счетчики воды - требуйте перерасчета за коммунальные услуги.
Обязательно сохраните копию заявления. Это потребуется в суде. Для большей убедительности можно вписать в жалобу нескольких свидетелей - ваших соседей, а также сфотографировать доску объявлений у подъезда, включив отображение даты снимка в настройках фотоаппарата.
2. Если ответа из УК не последовало, обращайтесь в суд. В иске нужно ссылаться на «Закон о защите прав потребителей» и факт ненадлежащего оказания услуги. Требования: уменьшение оплаты ЖКУ и возмещение морального вреда. За страдания от отсутствия горячей воды много вам не заплатят - максимум 2-3 тысячи рублей, так что требуйте в разумных пределах. Если в связи с отключением возникли непредвиденные расходы (например, поход в баню) - укажите эту сумму в иске.
3. Параллельно можно направить жалобу в прокуратуру и Государственную жилищную инспекцию. Чтобы контролировать ход дела обязательно фиксируйте все обращения, их входящие номера, сохраняйте копии.
Итогом этих действий станет перерасчет оплаты ЖКУ и, возможно, возмещение морального вреда. Но суть даже не в этом. Многие управляющие компании в силу исторических причин оказались монополистами на своем участке рынка. Отсутствие конкуренции привело к отсутствию стремления повышать качество своей работы - куда они денутся, эти жильцы?
А если кроме конкуренции нет еще и контроля, это рождает понятную безалаберность в работе. Отсюда и срывы сроков ремонта, и непрозрачное бюджетирование работ, и, наконец, неплатежи поставщикам энергоресурсов (отключения воды и газа уже к середине лета стали гвоздевой темой в области). Возможно, массовые жалобы и судебные тяжбы, наконец, научат управдомов относиться к своим обязанностям с должной ответственностью и изменят их представление о беспомощности и бесправности их клиентов - то есть нас с вами.