Сегодня городской избирком обнародовал расходы кандидатов в мэры Ярославля на свою предвыборную кампанию. Никто из них не превысил установленный лимит в 6 млн. рублей. Поскольку самым легко измеряемым - и при этом крайне активно обсуждаемым - средством агитации стали газеты, “Улица Свободы” решила подсчитать, сколько денег каждый из кандидатов потратил именно на такую рекламу. Заодно мы сравнили расходы на официальную агитацию и “черный пиар”.
Сразу оговоримся, что подсчеты не претендуют на аптекарскую точность. Тиражи газет зачастую указываются совершенно не те, что реально выходят из типографий, да и официальные цены могут отличаться от “предвыборных” - кандидат мог переплатить, скажем, за срочность или наоборот - получить скидку за огромный тираж. Мы пользовались лишь общедоступной информацией, указанной в выходных данных: тираж и типография. А затем, по расценкам полиграфических производств, произвели нехитрые действия сложения и умножения. В тех случаях, где издатель неизвестен, использовали прайс ОАО “Полиграфия”.
Итак, по нашим скромным и неточным подсчетам, кандидат Яков Якушев потратил на печать трех выпусков своих газет порядка 650 тысяч рублей. Издание на хорошей бумаге, полноцветное, в 8 полос (последний номер - 4), по 50 тысяч экземпляров. У Евгения Урлашова качество полиграфии примерно такое же, тираж тот же, но газетки в два раза тоньше. Зато их было 4 выпуска. Они обошлись кандидату в 470 тысяч рублей.
Вячеслав Блатов решил брать если не качеством, то количеством. Его издание хоть и полноцветное, но на газетной бумаге. В его штабе нам насчитали только два выпуска, но поражает тираж - по 200 тысяч экземпляров! Причем, вполне официальная цифра. Итого, на газеты Блатов потратил порядка 600 тысяч рублей из избирательного фонда.
Отдельная история - скандальное издание “Ярославский дозор”. Нам достоверно известно только о 240 999 номерах (первый выпуск - 999 экз., второй - 10000 экз., третий - 230 000 экз.). Их издание обошлось бы примерно в 360 тысяч рублей. Однако изъятый полицией третий выпуск (в количестве 230 тысяч газет), имел официальный тираж всего 10 тысяч. Такое же число было указано на втором выпуске, поэтому о реальном тираже можно только догадываться.
Таким образом, получается, что из официально потраченных тремя кандидатами 5 млн. рублей, только десятая часть пошла на издание газет. Опять же, по официальной версии. И надо заметить, деньги не пропали даром. Кто-то утепляет газетами окна, кто-то кладет в кошачий туалет, некоторые просто сдают в макулатуру.