06.06.2014 / 12:19
Весной 2014 года выяснилось, что в бюджете Ярославской области не хватает денег на лекарства для онкологических больных, по этому поводу немедленно разгорелся скандал, который бушует до сих пор. Мы попытались разобраться в ситуации с использованием языка цифр.
Депутат ярославской областной думы Борис Немцов, вместе с сочувствующими блогерами, обвинили в этом заместителя губернатора Ярославской области Александра Сенина. Сенин отвечает за здравоохранение, а его жена владеет ООО “Яртек Медикал”, которое выполнило ряд госконтрактов на общую сумму почти в 380 млн. руб. Всё это не устраивает Немцова и сочувствующих, которые видят в этом коррупционный сговор и требуют отставки Сенина. Однако
прокуратура уверяет, что не раз проверяла закупки, проведенные через “Яртек Медикал” и никаких нарушений не нашла. Таким образом, ничего конкретного предъявить Сенину и его жене не получается. Разве что сам факт, что они муж и жена, а согласно закону о закупках (ФЗ-44) такое считается конфликтом интересов. Правда, только в том случае, если заместитель губернатора по документам является участником закупки - то есть, ставит где-то подпись. А этого могло и не быть.
Тем временем, блог “Муниципальный сканнер”, на который ссылается Борис Немцов, добавил к списку виновников директора Департамента здравоохранения и фармации правительства Ярославской области Сергея Вундервальда. Он обвиняется в том, что допустил получение компанией “Р-Фарм” ряда заказов без конкурса. По сведениям блога, с начала 2011 года по май 2014 года “Р-Фарм” исполнил 639 контрактов на общую сумму 736,7 миллионов рублей.
Проанализировав последние 50 контрактов, авторы пришли к выводу, что в половине случаев конкурс вообще не проводился - использовался пункт 6 части 2 статьи 55 закона ФЗ-94, который позволяет в случае необходимости срочного медицинского вмешательства закупать лекарства без конкурса. В оставшейся половине случаев “Р-Фарм” побеждал в конкурсах или не имел в них конкурентов. Из чего авторы делают вывод, что “Р-Фарм” имеет привилегии у конкурсной комиссии, а вследствие этого идёт разворовывание бюджетных средств. В подтверждение
публикуется анализ 14 контрактов на закупки лекарств.
Принцип анализа таков: авторы искали препарат в интернет-аптеках, находили самую низкую цену на него и сравнивали с ценой по госконтракту. Понятно, что во всех случаях цена закупки оказывается выше. Но почти всегда есть и предложения с ещё более высокой ценой.
Надо заметить, что цены на препараты в ряде случаев отличаются в разы. Например, препарат “Вальцит”
продается по цене от 11,5 до 55 тысяч рублей за упаковку, а “Майфортик” - от 2 до 10 тысяч. Это может говорить о присутствии на рынке контрафактной продукции. Поэтому сравнивать закупочную цену с минимальной найденной, очевидно, не всегда корректно. Кроме того, нужно понимать: правительство области не может просто взять и заказать лекарства по интернету, заплатив карточкой. Нужен официальный поставщик, который несёт за многое ответственность.
Так или иначе, мы дополнили аналитику “Муниципального сканнера” таблицей, которая показывает, на каких препаратах и на сколько именно закупочная цена отличалась от самой низкой возможной цены. Таким образом, видно, сколько могла составить прибыль компании поставщика - опять же, если бы препараты закупались по самым низким ценам, что далеко не всегда правильно.
За вычетом сомнительных препаратов с самым большим разбросом цен таблица выглядит так.
Как видно, маржинальность закупочной деятельности “Р-Фарма”, если бы он закупал препараты по таким ценам, как предлагают интернет-сайты, могла бы составить до 60%. Правда, если убрать из расчетов сомнительные цены на Вальцит и Майфортик, то получаются 30%. Как бы то ни было, трудно назвать эти цифры сверхприбылями. Меньшая маржинальность сделок по поставке медикаментов вряд вообще допустима, ведь нужно оплачивать лицензии, платить зарплаты работникам и извлекать прибыль. А если нет сверхприбыли, то уместно ли говорить об откате?
Может быть, проблема в том, что среди поставщиков медпрепаратов слабая конкуренция? Сложно винить “Р-Фарм” в желании заработать, а чиновников - в выборе “Р-Фарма”, когда никто и не предлагает лучших условий. Если бы кто-то мешал предпринимателям участвовать в конкурсах, то от них поступали бы жалобы. И тогда можно было бы посадить Сенина, Вундервальда или кого-то еще под следствие. Но жалоб от предпринимателей нет, как и самих предпринимателей.
Так может быть, вместо громких “разоблачений” главной задачей сделать привлечение на контракты ярославской области конкурентов “Р-Фарма” и “Яртек Медикал” - например, московских предпринимателей? Это действительно помогло бы и снизить цену, если она где-то завышена, и выявить сговоры, если они есть. Причем, московские предприниматели, если что, будут жаловаться в московскую прокуратуру, и ярославская чиновничья “крыша” не спасёт. У Бориса Немцова много связей среди предпринимателей, в том числе и в Москве. Почему бы не заняться этим?