22.06.2011 / 20:06
По данным опроса Левада-центра, 46% россиян считают, что нападение Германии было неожиданным для руководства СССР, а 48% придерживаются противоположной точки зрения. Возраст респондентов неизвестен, но можно предположить, что именно старшее поколение выбирает первый вариант. Многие годы в школах и вузах представляли только официальную версию о вероломности немцев, нарушивших Пакт о ненападении. Зато в последнее время появился ряд сторонников альтернативных версий событий 22 июня 1941 года. «Улица Свободы» решила выяснить, что будут думать об этой дате следующие поколения - какое мнение формируют сегодняшние учителя о событиях 70-летней давности.
Версия среднего образования
Ирина Тюрина, бывший учитель истории шк. №44, Ярославль
У меня был хороший учебник именно по теме Великой Отечественной. Факты кардинально не отличались от советских учебников, было что-то типа: разведка доносила о разных приготовлениях со стороны Германии. Но что Сталин все знал и коварно скрывал от народа - такого нет. Я тоже особо не уделяла внимания таким подробностям. Да и по часам особо не разбежишься, чтоб куда-то сильно уходить от учебника.
Наталья Тихонова, учитель истории шк. №1, Данилов
Сейчас сильно сократили количество часов на историю. В учебниках много статистики, общих описаний, не рассматриваются конкретные эпизоды. А уж личность в истории, подвиги разведчиков - такого вообще нет. Как-то все очень безлико описано, человеческих историй не хватает.
Марина Каракозова, бывший учитель истории ермаковской средней школы, Любимский район
Почти во всех учебниках говорится, что Сталина предупреждали о начале войны, о том, что к границам СССР стекаются немецкие войска. Но в то же время, современный подход к преподаванию дает школьникам выбор, позволяет сделать выводы самим. Например, мои ученики на уроке делились на две команды: одна представляла факты и доводы в защиту версии о неожиданном вторжении Германии, другая защищала точку зрения, что Сталин все знал и ничего не делал. В учебниках стало больше обращений к источникам: отрывки докладов, донесений.
Яков Соловьев, преподаватель истории техникума социально-бытового сервиса, Ярославль
Я стараюсь на уроках максимально использовать первоисточники. Чтобы ученики сами сделали выводы. Например, по нападению Германии, с одной стороны - это директивы Сталина о запрете военной мобилизации в приграничных округах, с другой - доклад разведчика Зорге о готовящейся атаке. Главное - не показать, что кто-то плохой, а кто-то хороший, важно представить ученику разные точки зрения.
А хорошего учебника быть не может. Это всегда идеология. Сейчас идет укрепление политического режима, и учебные пособия отражают это. Преподаватель вообще не должен давать материал только по одной книжке. Но, к сожалению, в школах зачастую бывает так, что руководство закупило какой-то учебник - вот по нему и учите.
Версия высшего образования
Татьяна Патрунова, выпускница истфака ЯГПУ им. Ушинского
Тему начала войны нам преподносили в том ключе, что Сталин знал о нападении. Он не мог не знать, потому что еще в 1938 году Зорге из Японии сообщал о возможном вторжении. Однако Сталин, якобы, не верил в это и игнорировал все подобные донесения. Поэтому нападение Германии стало для него реальной неожиданностью.
Петр Ловыгин, выпускник архитектурного факультета ЯГТУ
У нас история-то была раз в две недели. Татаро-монгол помню. Петра первого помню, Кутузова... А вот Великую Отечественную войну в техническом вузе, судя по всему, проходили как раз в тех же числах, когда она и началась. Но в июне всем уже не до Гитлера было!
Полина Лисицына, выпускница филфака ЯГПУ им. Ушинского
Наш историк утверждал, что Сталин маниакально никому не верил. Он подозревал даже близких родственников. К тому же, армия была ослаблена массовыми репрессиями, поэтому Сталин убедил себя в том, что, пока немцы не покончат с Англией, воевать на два фронта они не решатся. Еще была версия, что Сталин сам готовился напасть на Германию, но Гитлер его опередил. Поэтому советская граница была разминирована, и немцы так легко продвигались вглубь страны.
Как видим, к 70-й годовщине нападения Германии на Советский Союз представления россиян о причинах катастрофы стали гораздо более разнообразными. Понятно, что одной из причин этого является разнообразие взглядов авторов учебников, по которым учатся наши сограждане. Ниже приводятся красноречивые цитаты из трех учебников, равноценно рекомендованных для школ Министерством образования России.
Н. Загладин. Всемирная история ХХ век
«То, что для СССР агрессия со стороны Германии оказалась внезапной, относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он недооценил серьезность предостережений о готовящемся нападении, запретил принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, боясь спровоцировать немцев на нападение. Он считал, что источником слухов о войне является Англия, заинтересованная в столкновении между СССР и Германией. Он недооценивал мощь Германии, не верил в ее способность воевать на нескольких фронтах».
А. Данилова, Л. Косулина, М. Брандт. История России в XX и начале XXI века
«22 июня 1941 года на рассвете, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Так началась Великая Отечественная война... Немцы 13 сентября 1943 года начали штурм Сталинграда. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом продолжались беспрерывно более двух месяцев».
Юрий Щетинов. История России для 11-го класса
«В преддверии фашистской агрессии СССР оказался один, без союзников, да еще с такими лидерами, которые твердо уверовали - не без помощи той же нацистской дипломатии - что Пакт о ненападении и Договор о дружбе с Германией надежно гарантируют от втягивания страны в обозримом будущем в огонь мировой войны».