Правительственные меры по совершенствованию бюджетного процесса оказали положительное влияние на исполнение бюджета в 2010 году, решила коллегия Счетной палаты. Но неэффективными, по мнению ведомства Сергея Степашина, пока остаются федеральные целевые программы и приоритетные нацпроекты.
«Принятые правительством РФ, Минфином, Федеральным казначейством меры по совершенствованию бюджетного процесса оказали положительное влияние на ход исполнения федерального бюджета 2010 года»,— решила коллегия Счетной палаты 6 мая в ходе утверждения информации об исполнении бюджета за январь—декабрь прошлого года.
Так, дефицит федерального бюджета составил 1,8 трлн руб. (4% ВВП), что на 0,6 трлн руб. (или на 23,9%) меньше утвержденного показателя (5,3% ВВП). Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8,3 трлн руб. (или 105,4% утвержденного объема), из них нефтегазовые доходы — 3,8 трлн руб. (или 102,5% расчетного объема нефтегазовых доходов). Расходы федерального бюджета составили 10,1 трлн руб. (или 98,6% утвержденных бюджетных ассигнований, 98,2% бюджетных ассигнований сводной росписи с изменениями и 22,7% ВВП).
В декабре 2010 года кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 1,8 трлн руб. (или 17,7% годового объема произведенных расходов), что превысило аналогичный показатель в абсолютном выражении за последние десять лет.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП составило 0,8 трлн руб. (или 99,5% утвержденных бюджетных ассигнований и 99% бюджетных ассигнований сводной росписи с учетом изменений). Но в 2010 году не в полном объеме выполнены целевые индикаторы и показатели эффективности по ряду ФЦП: из 1015 целевых индикаторов в полном объеме выполнено 725 (71,4%), частично — 230 (22,7%), не выполнено 60 показателей (5,9%). Из 727 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2010 году, по данным Росстата, введены в эксплуатацию только 259 объектов, или 35,6%, при этом техническую готовность менее 50% имели 1345 строек и объектов, или 66%.
В 2010 году исполнение расходов на приоритетные национальные проекты составило 0,5 трлн руб. (или 99,7% бюджетных ассигнований сводной росписи с учетом изменений). При этом, как отмечает Счетная палата, в рамках национального проекта «Здоровье» «на низком уровне» исполнены такие расходы, как обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, мероприятия по пренатальной диагностике.
По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем средств Резервного фонда составил 0,8 трлн руб. и уменьшился за год на 1 трлн руб. (или на 57,7%). Остатки средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства уменьшились на 1,7 трлн руб. (или на 34,6%) и по состоянию на 1 января 2011 года составили 3,2 трлн руб. Курсовая разница за 2010 год составила отрицательную величину — 132,3 млрд руб. (курсовая разница за 2008 и 2009 годы составила положительную величину — 722,6 млрд руб. и 350,7 млрд руб. соответственно). Госдолг РФ увеличился на 28,6% и на 1 января 2011 года составил 4,1 трлн руб. (9,3 % ВВП), в том числе государственный внутренний долг — 2,9 трлн руб. Консолидированный внешний долг РФ, по оценке Банка России, за 2010 год увеличился на $21,2 млрд (или на 4,6%) и составил $488,7 млрд.