Немногие знают о том, что первоначально предприятие «Сатурн» было автомобильным заводом
Renault. В 1915 году Renault покупает пустующие земли для строительства автозавода. К 1917 году было построено несколько корпусов и установлено около 30 станков. Все остальное оборудование транспортировалось из Франции морским путем, но было потоплено подводной лодкой немцев. После 1917 года французы покинули Россию, завод был передан Совету народного хозяйства и вошел в автотрест под названием Шестого государственного автозавода. Только в 1924 году постановлением правительства завод передали в систему предприятий авиационной промышленности. А в конце 1928 года на нем были выпущены первые авиамоторы.
***
Свой легендарный перелет через Северный полюс
экипаж Валерия Чкалова в 1937 году совершил на самолете АНТ-25. На нем стоял двигатель М-34Р, выпущенный на рыбинском заводе.
***
В 1941 году Рыбинский завод и всех рабочих тайно эвакуируют в Уфу. В предельно короткие сроки - 10 дней - с территории завода было вывезено все до последней гайки, вплоть до батарей парового отопления. На 25 баржах из Рыбинска отправились тысячи рабочих и служащих завода с семьями - всего 50 тысяч рыбинцев.
Более 3 тысяч вагонов было задействовано для перемещения станков и оборудования. Вывезено 265 тонн груза. А немцы так ничего и не заметили.
Они решили уничтожить предприятие и 31 октября 1941 года нанесли массированный бомбовый удар по территории и корпусам завода. Немецкая пресса на весь мир заявила, что в Рыбинске уничтожен крупный оборонный завод. На это заявление тут же последовало опровержение ТАСС, из которого стало ясно, что немецкая разведка проглядела такую масштабную операцию и фашисты зря потратились на горючее для своих самолетов. Завода в Рыбинске уже не существовало - бомбы были сброшены на пустые помещения.
***
Для перевозки оборудования, прибывшего из Рыбинска, с предприятий и строек Уфы было выделено 20 тракторов, 55 автомашин, 7 подъемных кранов, более 100 лошадей, тысячи людей. Из сельских районов было привлечено 500 подвод. В 40-50- градусные морозы, в метель рабочие завода и предприятий Уфы разгружали оборудование прямо в снег, под открытое небо. Площадь завода в Рыбинске была 200 тысяч кв. метров, а в Уфе выделили только 33 тысячи, остальное требовалось достроить.
До конца 1941 года было сооружено 10 производственных корпусов, введены в строй литейный, термический, кузнечный цеха, испытательная станция, проложено 42 км железнодорожных путей, построены депо, помещения для ремонта транспорта. На запуск завода-гиганта ушло всего шесть недель.
***
В 1968 году Рыбинский завод начал серийный выпуск двигателя РД36-51А для первого в мировой авиации пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144Д. А затем и для Ил-62М, Ил-76.
***
С 1998 года НПО «Сатурн» является главным предприятием по разработке, производству и ремонту двигателей для беспилотных летательных аппаратов.
***
На Московском авиакосмическом салоне 2011 года из всей экспозиции «Объединенной двигателестроительной корпорации» НПО «Сатурн» представил наибольшее количество экспонатов - целых пять разработок. Три из них используются в новых российских самолетах: пассажирском Superjet100, военном Су-35 и истребителе пятого поколения ПАК ФА. Все эти воздушные судна совершили показательные полеты на МАКСе.
***
Оборудование, установленное на НПО «Сатурн», позволяет производить термообработку деталей, достигая температуры нагрева до +1350 С. Оно же позволяет охлаждать деталь со скоростью 300 градусов в минуту.
***
Общий объем производственных площадей «Сатурна» - около 1 млн квадратных метров. В производстве задействовано более 12 тысяч единиц оборудования. Численность персонала - 12 тысяч человек.
***
Государству принадлежит 84% акций НПО «Сатурн».
***
В 2008 предприятием запущен самый мощный суперкомпьютер в промышленности России. Его мощность - 14,3 терафлопс (триллионов операций в секунду с плавающей точкой).