18.10.2011 / 10:48
На этой неделе рыбинское «НПО «Сатурн» отмечает 95-летний юбилей. Основанный еще при царе завод, первоначально предназначавшийся для выпуска автомобилей, спустя почти сто лет стал настоящей гордостью отечественного авиационного машиностроения. «Улица Свободы» сформировала ленту самых значимых событий, произошедших на «Сатурне» в этом году. Год 95-летия оказался очень богатым на новости.
31 января
ОАО «НПО «Сатурн» получил от Авиарегистра МАК Свидетельство об одобрении производства двигателей SaM146, предназначенных для первого российского авиалайнера Sukhoi Superjet100 (SSJ100) Выдачей этого документа Межгосударственный авиационный комитет дал отмашку на формирование программы производства 2011-12 годов.
Получение свидетельства подтвердило успешное завершение сертификации производства серийных двигателей SaM146 в регистре МАК.
1 февраля
Авиационный учебный центр «НПО «Сатурн» получил одобрение Росавиации на право обучения специалистов по курсу «Осмотр двигателя SaM146 с помощью бороскопа» в дополнение к уже существующим программам для заказчиков самолета SSJ100. Таким образом, Авиационный учебный центр предприятия из Рыбинска стал предлагать им три курса с использованием новейших технологий по теоретическому обучению и практические занятия на макете двигателя. Они разработаны в соответствии с требованиями АТА104 совместно с представителями учебного центра компании «Снекма».
18 февраля
На НПО «Сатурн» введен в строй новый специализированный цех по обработке рабочих лопаток и секторов соплового аппарата турбины низкого давления двигателя SaM146. Ему отведена ведущая роль в создании в компании центра технологической компетенции по направлению лопаточного производства. Оно организовано по замкнутому циклу с учетом принципов lean-технологий. Все это направлено на более точный и производительный выпуск продукции.
Технологии, применяемые в цехе, позволят ему выпускать детали для серийного производства SaM146 в количестве 150 комплектов в год.
Открытие в НПО «Сатурн» лопаточного производства на базе внедрения лучших мировых образцов оборудования и последних достижений фундаментальной и прикладной науки, увеличение производственной мощности предприятия - главные предпосылки создания центров технологической компетенции на предприятии. Их формирование нацелено как на обеспечение потребностей «Сатурна» и предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации, так и всей российской авиационной отрасли.
22 февраля
На международном аэрокосмическом салоне «АэроИндия-2011» в Бангалоре был презентован однодвигательный учебно-тренировочный самолет HJT-36 с двигителем АЛ-55И, произведенным на «Сатурне».
Агрегат АЛ-55И создан по заказу корпорации «ХАЛ» («HAL», «Hindustan Aeronautic Ltd», Индия) в рамках реализации международного контракта, подписанного с ФГУП «Рособоронэкспорт» в июне 2005 года. «НПО «Сатурн» стало первым российским предприятием, получившим заказ на полномасштабную разработку авиационного двигателя для нужд иностранного государства.
В программе создания АЛ-55И аккумулирован опыт московского и рыбинского КБ ОАО «НПО «Сатурн», ряда конструкторских и производственных предприятий страны.
По словам генерального конструктора «Сатурна» Юрия Шмотина, двигатель имеет большие коммерческие перспективы: унифицированный газогенератор АЛ-55 позволяет создать целое семейство газотурбинных двигателей с различной тягой, включая модификации, оборудованные соплом с управляемым вектором тяги и форсажной камерой.
3 марта
Второй опытный образец перспективного российского истребителя пятого поколения Т-50 с двигателями НПО «Сатурн» совершил первый полет. Самолет поднялся воздух в Комсомольске-на-Амуре. Полет прошел успешно, а замечаний к работе двигателя не было.
11 марта
Управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров по рекомендации центрального аппарата Союза машиностроителей России избран председателем ярославского регионального отделения организации.
Комментируя свое назначение, Илья Федоров отметил, что основные направлениями работы «СоюзМаша России» - содействие технологической модернизации предприятий машиностроения и смежных с ним отраслей, решение кадровых вопросов и внедрение молодежных проектов на предприятиях отрасли и в первичных отделениях. На «Сатурне» накоплен громадный опыт по всем приоритетным направлениям деятельности Союза, и компания готова делиться своими наработками и реализовывать новые совместные проекты.
17 марта
Производственный журнал «Сатурн» стал одним из лучших корпоративных изданий российских компаний по версии интернет-портала «Управление производством». «Сатурн» оказался на девятом месте в ТОП-15 рейтинга из 150 корпоративных журналов и газет.
18 марта
НПО «Сатурн» занял девятое место в рейтинге ведущих инновационных компаний России по версии журнала Fast Company. Предприятие из Рыбинска отмечено за «перспективную военную авиацию». Список российских инноваторов возглавили компании «Яндекс», «Лаборатория Касперского» и производитель лингвистических программ ABBYY.
Также в десятку вошли ОАО «Роснано», корпорация «Росатом», производитель чипов M2M Telematics, производитель светодиодов «Оптоган», производитель смарт-карт «Микрон» и нефтяная компания «Лукойл».
23 марта
Окончательная, пятая партия из 11 двигателей Д-30КП-2 производства ОАО «НПО «Сатурн», сдана китайскому заказчику по контракту между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Китайской Народной Республикой, вступившему в силу в апреле 2009 года.
4 апреля
НПО «Сатурн» открыло новую дочернюю компанию - ЗАО «СатИЗ». Предприятие стало центром компетенции Объединенной двигателестроительной корпорации по технологической подготовке производства.
Центр компетенции призван обеспечить полный жизненный цикл технологического оснащения производства. Его сотрудники должны оптимизировать инструментальные производства предприятий двигателестроения, снизить расходы на технологическую подготовку производства и найти эффективные решения снижения трудоемкости и, как следствие, себестоимости конечной продукции.
19 апреля
Первый серийный самолет Sukhoi Superjet100 с двигателями SaM146 производства НПО «Сатурн» поставлен заказчику - авиакомпании «Армавива». Лайнер назван в честь первого космонавта Юрия Гагарина и получил армянский бортовой номер EK 95015.
21 апреля
В московском международном аэропорту «Шереметьево» приземлился Sukhoi Superjet100, выполняющий первый коммерческий рейс из Еревана в Москву. На его борту было более 90 пассажиров.
12 мая
Управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров и его заместитель по развитию производственной системы Павел Фетисов вошли в число 100 лучших производственных менеджеров России по версии интернет-портала «Управление производством».
25 мая
Президенты компаний «Снекма» (Группа «Сафран»; Snecma, Groupe «SAFRAN»), ОАО «НПО «Сатурн», «ПауэрДжет» (PowerJet), ОАО «Компания «Сухой» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на встрече в НПО «Сатурн» согласовали планы производства и графики поставок двигателей SaM146 и самолетов SSJ100.
У представителей всех предприятий не нашлось противоречий по графикам поставки двигателей на самолеты. За основу производственного плана принята гипотеза поставки самолетов в 2011-2012 годах с акцентом на увеличение пропускной способности производства двигателя, начиная с октября 2011 года.
10 июня
Семьи лучших сотрудников НПО «Сатурн» получили ключи от новых квартир. Главным условием предоставления жилья были рабочий стаж на предприятии не менее 5 лет, устойчивый карьерный рост и высокая квалификация.
5 июля
Авиационный учебный центр ОАО «НПО «Сатурн» полностью потдвертил соответствие требованиям авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров». Инспекционная проверка Росавиации решила продлить срок действия сертификата №183, выданному учебному центру, до июня 2014 года по следующим программам обучения:
- общее ознакомление с силовой установкой;
- линейное и базовое обслуживание;
- осмотр двигателя с помощью бороскопа.
6 июля
НПО «Сатурн» удостоилось дипломов оргкомитета международного военно-морского салона (МВМС-2011) в трех номинациях: «За активное участие», «За лучшую выставочную экспозицию» и «За лучший экспонат». Лауреатом последнего диплома стал газотурбинный двигатель морского применения М70 ФРУ.
Помимо дипломов выставки, представители рыбинского предприятия увезли из северной столицы Генеральное соглашение о научно-техническом, экономическом сотрудничестве и совместной деятельности в области экранопланостроения и высокоскоростного судостроения с ОАО «НПП «Радар ммс» и ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Предприятия сотрудничают не один год, и руководители компаний расчитывают, что соглашение будет содействовать дальнейшему развитию рабочих отношений.
6-7 июля
Руководители компаний НПО «Сатурн» и ОАО «Авиадвигатель» обсудили проект создания двигателя для магистрального самолета МС-21 - одного из крупнейших проектов, реализуемых Объединенной двигателестроительной корпорацией.
20 июля
Во время визита делегации представителей Группы «САФРАН» (Group «SAFRAN»), компании «Снекма» («Snecma») и СП «ПауэрДжет» («PowerJet») в Рыбинск были подтверждены плановые задания серийного выпуска двигателя SaM146 на 2012 год. В ходе переговоров решено незамедлительно запустить серийные двигатели SaМ146 в обеспечение потребностей и контрактных обязательств 2012-2013 годов «Гражданских самолетов Сухого».
22 июля
Представители компаний «Ильюшин Финанс Ко» и ГП «Антонов», посетившие НПО «Сатурн», обсудили необходимые мероприятия по установке двигателя SaM146 на самолеты Ан-158.
Стороны подтвердили, что проект ремоторизации воздушного судна интересен и «Антонову», и «PowerJet». Составлена путевая карта действий и мероприятий, согласно которой подписание меморандума по проекту ремоторизации запланировано в ходе МАКС-2011.
25 июля
НПО «Сатурн» отгрузил газотурбинный двигатель ГДТ-110 №6 мощностью 110 МВт для ОАО «Интер РАО ЕЭС». Он предназначен для оснащения строящейся парогазовой установки мощностью 325 МВт второго блока ОАО «Ивановские ПГУ». Перед постановкой в энергоблок ГТД-110 № 6 пройдет комплекс предъявительских и приемо-сдаточных испытаний, по окончании которых состоится официальная сдача машины заказчику. До конца года запланирована отгрузка еще одного двигателя для полной комплектации ПГУ-325 блока №2 ОАО «Ивановские ПГУ».
16-21 августа, Международный авиакосмический салон (МАКС)
Во время второго дня работы Международного авиакосмического салона (МАКС) НПО «Сатурн» заключил три сделки. Компания будет обеспечивать поддержку двигателей SaM146 на «Суперджетах», принадлежащих авиакомпании «Газпромавиа». Также предприятие получило сертификат АР МАК на право ремонта агрегата. Контракт на перевозку грузов «Сатурна» был заключен с ОАО «Авиакомпания Московия».
Двигателями производства рыбинского НПО «Сатурн», выставленными на экспозиции МАКСа, оснащены три типа новых российских самолетов: пассажирский Superjet100, военный Су-35 и истребитель пятого поколения Т-50. Все эти воздушные судна устроили показательные полеты на МАКСе. А вообще из всей экспозиции «Объединенной двигателестроительной корпорации» (входит в «Ростехнологии»), именно НПО «Сатурн» представил наибольшее количество экспонатов - пять разработок.
Во время авиасалона премьер-министр РФ Владимир Путин вместе с губернатором Ярославской области Сергеем Вахруковым, вице-премьером Сергеем Ивановым и директором НПО «Сатурн» Ильей Федоровым провели видеоконференцию с работниками сборочного цеха «Сатурна», где идет серийное производство двигателей SaM146 для самолетов «Сухой Суперджет100». Глава завода пообещал премьеру выпустить в следующем году 75 двигателей для «Суперджетов».
Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров, оценивая участие предприятия на МАКСе в интервью «Улице Свободы», заявил, что его компания выпонила программу авиасалона на 100 процентов.
20 сентября
В число лучших российских управленцев по версии Ассоциации менеджеров России вошел заместитель управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ОАО «НПО «Сатурн» Валерий Никулин. Кроме того, он попал в десятку лучших в номинации «Машиностроение».
7 октября
Суммарная наработка 66 двигателей ГТД-6РМ, произведенных в Рыбинске на НПО «Сатурн», достигла знаковой величины и составила миллион часов. Агрегаты применяются на газотурбинных теплоэлектростанциях более чем в тринадцати регионах России. Моторы разработаны на «Сатурне» в 2000-м году на основе авиационных двигателей Д-30КУ/КП второй серии, выработавших свой авиационный ресурс. При этом ГТД-6РМ поддерживает конкурентоспособную цену конечного продукта по сравнению с аналогами и работает в составе газотурбинного энергетического агрегата ГТА-6РМ номинальной мощностью 6 мегаватт.
10 октября
ОАО «НПО «Сатурн» завершило работы по госконтракту на создание морского газотурбинного двигателя (ГТД) с ресурсом до 100 тысяч часов и мощностью 8 МВт. Разработка велась с июля 2009 года по сентябрь нынешнего. Новый двигатель использует сразу два топлива: газ и жидкое горючее.
12 октября
«НПО «Сатурн» признано победителем смотра Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности в области охраны труда. Наградой стал диплом I степени ПРОФАВИА в номинации «Предприятие лучшей организации обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты».
13 октября
На заседании проблемного совета Минпромторга по подходам к повышению эффективности производства с использованием Lean-технологий сотрудникам НПО «Сатурн» вручили сертификаты по бережливому производству. Специалисты службы по развитию производственной системы предприятия получили «зеленый» и «черный» пояса.