Правительство готовится реформировать закон о доступе иностранных компаний в стратегические отрасли. В Госдуме находится первый пакет поправок, а ФАС уже готовит второй, позволяющий, например, покупать без согласия правительственной комиссии до 25% российских сырьевых компаний. Из опубликованных на сайте президента поручений по итогам заседания комиссии по модернизации 30 марта следует, что поправки будут дополнены.
Медведев распорядился вывести из-под действия закона сделки, в которых покупателем является иностранная компания, контролируемая российским юридическим или физическим лицом. От согласования с комиссией, возглавляемой Путиным, будут освобождены и сделки с участием международных финансовых организаций.
Сделки с российскими компаниями правительственная комиссия рассматривает регулярно. Например, в декабре 2009 г. были одобрены заявки двух «дочек» люксембургского фонда Volga Resources (основной владелец — Геннадий Тимченко) на консолидацию более 20% «Новатэка». Структуры «Базэла» в течение 2009 г. пытались согласовать покупку «Русснефти», но комиссия каждый раз откладывала решение. Нужно покупать на российское юрлицо, а не через 100 иностранных, советовал вице-премьер Игорь Сечин. В итоге заявка была отозвана, 49% «Русснефти» купила АФК «Система».
Сделки с международными финансовыми институтами одобрялись реже, одна из них — покупка в 2010 г. ЕБРР 11,75% Промсвязьбанка. Всего от международных институтов поступило 11 ходатайств, говорится в ответе ФАС.
Правительственная комиссия рассматривала ряд сделок, которые представляли собой реструктуризацию российских холдингов, это избыточная нагрузка на бизнес, говорит замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Новые правила упростят работу ЕБРР и подобных институтов, замечает он: они покупают долю, которая позволяет участвовать в управлении активом, а значит, сейчас вынуждены обращаться в комиссию.
Давно пора поправить закон, у крупных российских предприятий акционерный капитал управляется из-за рубежа, говорит сотрудник крупного металлургического холдинга: «В России нет нормального холдингового законодательства, избыточна налоговая нагрузка и невозможно защититься в судах». Упрощение любых правил, как и отмена дополнительных согласительных процедур, необходимы для улучшения инвестклимата, считает управляющий партнер по России Ernst & Young Александр Ивлев. Но чтобы российские компании не уходили в офшоры, нужны комплексные меры, замечает он.