В Международный День учителя «Улица Свободы» провела опрос среди тех, кто когда-то работал в школе и по разным причинам ее покинул и тех, кто трудится в образовании до сих пор. Результаты нас удивили. Те, кто сбежал из школьных коридоров, основной причиной называют «дедовщину» и малую зарплату. Зато те, кто остался - практически ни на что не жалуются. Видимо, профессия учителя - это действительно призвание и дано не каждому.
Марина Суркова, учитель русского языка и литературы школы №27, Ярославль
- Сразу после окончания вуза я пошла работать в школу. Честно говоря, было интересно, да и другие варианты я на тот момент просто не рассматривала. Проработала я там один учебный год, больше не выдержала! Мне дали сразу два класса - в первую и вторую смену. Причем, один из них - класс коррекции, а во втором я была классным руководителем. То есть, приходилось работать целый день, за одну ставку - это тяжело, зарплата очень маленькая. Ну и дети не радовали - учиться не хотели, интересы у них были совершенно не школьные. К тому же, коллектив в школе практически как в армии, со своей «дедовщиной». Для молодых специалистов никто никаких особых условий создавать не стремился.
Наталья Тихонова, учитель истории школы №1, Данилов
- За те тридцать лет, что я работаю учителем, школа стала частью моей жизни, и вне ее я не могу себя представить. Сколько бы раз я ни говорила, что моя работа - самая тяжелая и несправедливо оплачиваемая, но я люблю ее. Я люблю детей, и нет ничего приятнее видеть, как в день учителя даже самые отъявленные хулиганы несут тебе цветы и шоколадки. И это - одно из свидетельств того, что твоя работа не напрасна, и ты действительно делаешь полезное дело. Поэтому я не представляю себя на каком-то другом месте.
Татьяна Куликова, учитель русского языка и литературы школы №9, Ярославль
- Отработала в школе два года. Причин ухода было много, и не все они связаны конкретно с этим учебным заведением. Я тогда параллельно оканчивала аспирантуру, нужно было готовиться к защите. К тому же, школа находилась очень далеко от моего дома, в другом конце города. Ну и зарплата в 2,5 тысячи, разумеется была просто насмешкой. Никаких надбавок из школьных резервов мне не выплачивали, а работать приходилось почти круглые сутки.
Зато с коллективом повезло - очень много было молодежи, тех, кто сам когда-то окончил эту школу. Отношения были прекрасные. Директор - понимающий, доброжелательный, открытый человек, учитель истории. Он очень удивился, когда я принесла ему заявление об уходе.
Светлана Храмцова, учитель литературы гимназии №3, Ярославль
- Я в школе работаю уже 10 лет. Ведь должен же кто-то учить детей. Например, я от этого получаю удовольствие и люблю свою работу. Да и нельзя сказать, что все у нас плохо в образовании. Чистая зарплата, конечно, маленькая - 5 тысяч всего. Но с разными надбавками получается вполне прилично. К тому же, активный человек всегда может принять участие в конкурсе, подать заявку на грант. Например, я уже второй год участвую в конкурсе и получаю премию в рамках нацпроекта «Образование». В этот раз - 200 тысяч рублей. Уже взяла на них кредит на квартиру.
Илья Зеленцов, социальный педагог школы №59, Ярославль
- Я отработал всего полгода. Не устраивали, в первую очередь, общая атмосфера в коллективе, деспотизм директора, ну и конечно, несоизмеримо малая зарплата. Как психолог, я имел разные взгляды с директором школы на то, как нужно общаться с детьми. Но она была женщина властная, суровая, потом, кажется, ушла в депутаты. Кроме того, выжить мужчине в абсолютно «бабском» коллективе было просто нереально. Даже несмотря на то, что все вроде были люди не старые - лет 30-40 - но посиделки и разговоры в учительской были хуже, чем у бабушек на лавочке! Единственным адекватным человеком была, пожалуй, наша руководительница социальной службы. Если бы не мизерная зарплата, я может быть, даже остался бы и смирился с остальными.