Доходы и расходы бюджета Ярославской области
- Как быть с многомиллиардным госдолгом Ярославской области? Если бы его не было, расходов на выполнение социальных обязательств было бы больше?
- Для экономической безопасности бюджета имеет значение не столько объем госдолга, сколько его уровень относительно доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Благодаря проведению взвешенной долговой политики в Ярославской области этот уровень снижается.
Так, на 1 января 2010 год объем госдолга составил 46,4% от соответствующих доходов, спустя год снизился на 2,3%, в этом году оказался на уровне 38%. Разумное использование долговых инструментов улучшает финансовую обеспеченность расходов бюджета, в том числе социальных обязательств.
Также положительным результатом в сфере управления госдолгом стало повышение рейтинговым агентством Fitch Ratings долгосрочных кредитных рейтингов Ярославской области в иностранной и национальной валюте с уровня «BB-» до «BB», а также долгосрочного рейтинга по национальной шкале – с уровня «A+(rus)» до «AA-(rus)».
Повышение рейтингов отражает хорошие показатели исполнения бюджета Ярославской области, обусловленные экономическим ростом, который поддерживает повышение налоговых доходов, а также учитывает умеренный долг региона по международным стандартам.
Тем не менее, государственные заимствования приобретают особую значимость в условиях перераспределения и передачи необеспеченных полномочий по финансированию
определенных расходов на уровень региона. Таким образом, если бы отсутствовал институт государственного долга, то и не было бы возможности финансировать обязательства бюджета, в том числе социальные, т.е. данные расходы, наоборот, были бы меньше.
- Что будет с доходной частью бюджета, если доходы по акцизам уйдут на федеральный уровень?
- Поступление акцизов в консолидированный бюджет Ярославской области в прошлом году составило 7861,7 млн. рублей, - это 18% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. Зачисление акцизов, формирующих доходы региональных бюджетов, в федеральный бюджет, безусловно, негативно отразится на исполнении бюджетных обязательств.
- Не секрет, что в области существуют проблемы с собиранием налогов с населения. Какая прогнозируемая сумма недоимки на следующий год?
- Прогноз суммы недоимки на следующий год может быть определен налоговыми органами на основании анализа ситуации по взысканию долгов. Объем недоимки по отношению к доходам консолидированного бюджета Ярославской области не превышает 5%, значительную часть которой составляет нереальная ко взысканию недоимка и недоимка организаций-мигрантов.
По сведениям УФНС России по Ярославской области, собираемость налогов в регионе за прошлый год превысила средний показатель по России.
- Есть ли у бюджета-2012 преимущества по отношению к финансовым документам других регионов?
- Для того чтобы оценка была объективной, необходимо провести сравнение многих показателей бюджета с показателями бюджетов других регионов с аналогичным доходным потенциалом и расходной базой.
Достаточно отметить, что в прошлом году по ежегодно проводимой оценке Ярославская область во второй раз подряд вошла в число регионов с высоким качеством управления финансами.
Это стало возможным благодаря проводимым в регионе мероприятиям бюджетной реформы в рамках региональной программы реформирования финансов и программы повышения эффективности бюджетных расходов.