20.06.2011 / 18:00
Управляющие компании Ярославской области все чаще привлекают людей со стороны к работе с должниками. Не желая самостоятельно разбираться с неблагонадежными жильцами и напоминать им о долгах, управдомы передают эту деятельность коллекторским агентствам, которых становится все больше. В своей работе коллекторы используют разные методы, но отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей взыскание долгов, открывает перед ними почти неограниченные возможности для творчества. Закон о коллекторской деятельности на федеральном уровне обещали разработать летом, но пока о нем ничего не известно.
Вне закона?
В марте главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в очередной раз объявил коллекторские фирмы вне закона и заявил, что они не должны работать до тех пор, пока не будет разработан соответствующий закон. Однако никаких действий за словами главы Роспотребнадзора не последовало, и взыскатели долгов продолжают заниматься своим делом.
- С одной стороны, отсутствие закона о порядке взыскания долгов полностью развязывает коллекторам руки. И привлекать их к ответственности можно только в случае нарушения ими других законов, например, Жилищного кодекса РФ. Скажем, перекрывать холодную воду незаконно. С другой стороны, без соответствующего законодательства вся коллекторская деятельность ставится под сомнение. Поэтому нормативно-правовую базу необходимо разрабатывать, - считает юрист Алексей Козлов.
Психологическая помощь или прямые угрозы?
С деятельностью коллекторов, появившихся в Ярославле около двух лет назад, первыми познакомились просрочившие выплаты по кредитам. Собственно, и сейчас большинство добропорядочных граждан вообще не слышали о профессиональном взыскании долгов. Суждения же тех, кто что-либо знает о таких конторах, зачастую сводятся к растиражированному образу нескольких крепких парней с бейсбольными битами и паяльными лампами. Директор коллекторского агентства Алексей Беляев говорит, что подобная репутация, привитая населению из кино и сериалов, в общем-то играет им на руку. Когда должнику звонят люди, убеждающие его рассчитаться, тот почти всегда начинает волноваться и волей-неволей идет навстречу.
- В офисе нашей компании три сотрудника, две девушки и молодой человек, общаются с должниками по телефону, - комментирует деятельность агентства господин Беляев. - Задача коллекторов - из беседы с человеком понять, что нужно сделать для того, чтобы он погасил задолженность как можно быстрее, и помочь ему в этом.
«Визитной карточкой» многих агентств по взысканию долгов является наличие в их рядах бывших сотрудников силовых ведомств. Видимо, методы убеждения вчерашних правоохранителей наиболее эффективны.
Бывшая сотрудница салона сотовой связи рассказывает, как однажды к ним в офис пришла заплаканная девушка. Как оказалось, до такого состояния ее довели неизвестные, телефонными угрозами требовавшие ликвидировать задолженность на счете.
Алексей Беляев считает, что угрозы не только бесполезны, но и могут привести к последствиям - рано или поздно найдется смелый клиент, который обратится в правоохранительные органы. Потому сотрудники его агентства действуют «творчески». Особенно когда дело касается коммунальной сферы.
Мало воды утекло
Коллекторы Эдуард и Вячеслав, забравшись на чердак многоэтажного дома, опускают специальное устройство с видеокамерой в канализационную трубу, чтобы поставить заглушку. Это не значит, что вода прекратит уходить совсем - она будет утекать очень медленно. Впрочем, при умывании эффект от внешнего вмешательства практически не почувствуется. Осложнения возникнут при посещении туалета.
Как только неплательщик начинает гасить задолженность, коллекторы восстанавливают водоотведение.
Что делать, если вам звонит коллектор?
1. Скажите ему, что будете записывать разговор на диктофон. Сотрудник будет вынужден вести себя адекватно и вежливо, а у вас появится запись диалога, которую потом можно будет представить в суде.
2. Попросите его представиться и узнайте название агентства, которое он представляет, юридический адрес и телефон.
3. Выслушайте все его доводы и пожелания.
4. Если вы можете погасить задолженность, сообщите об этом коллектору. Если нет - скажите, что будете ждать суда.
Помните: сотрудник агентства ни при каких обстоятельствах не должен угрожать вам или говорить оскорбления. Если вы услышали что-то подобное, немедленно сообщайте в полицию. Тут-то вам и пригодится диктофонная запись.
Коллектор может взыскивать задолженность в судебном порядке, но только в том случае, если организация, которой должны деньги, уступила ему эти требования. При этом она должна в письменном виде уведомить «проштрафившегося» клиента о передаче прав на взыскивание задолженность коллекторам. Повестка в суд не может прийти от коллекторского агентства. Этим пока занимаются только судебные приставы.