09.08.2011 / 15:49
Олег Кочанов в своем первом интервью в качестве генерального директора аэропорта «Туношна» рассказывает о своем видении развития объекта. Аэропорт будет получать статус международного пассажирского, концепция его развития предусматривает строительство нового аэровокзала, и в скором будущем ярославцы смогут летать в Казань, Самару и Нижний Новгород. Параллельно руководство «Туношны» готовится обновлять кадровый состав молодыми амбициозными специалистами. «Улица Свободы» расспросила господина Кочанова о том, как именно выглядит план преображения «Туношны».
- Олег Анатольевич, чем вы занимались до «Туношны» и как пришли к руководству ярославским аэропортом?
- Моя авиационная карьера началась в Норильске. В начале нулевых ГУП «Норильское авиапредприятие» переживало не лучшие времена. Аэропорт просто умирал. А иного пути добраться до «Заполярной столицы», кроме как авиацией, просто не существует. Руководство Таймырского автономного округа и градообразующего предприятия «Норильский Никель» решили найти механизм оздоровления авиапредприятия. Собственно, набор инструментов в таких случаях невелик. Смена команды управленцев, очистка активов, реструктуризация задолженности, пересмотр бизнес-стратегии и бизнес-процессов, поиск внешнего инвестора... Без банкротства компании не обошлось. На базе имущественного комплекса аэропорта было создано три авиационных предприятия. И жизнь закипела!
Мне поручили возглавить «Таймырскую инвестиционную компанию», которая занималась стратегическим развитием аэропортового комплекса. Не хочу долго описывать рутинную работу. Хочу лишь отметить, что на сегодняшний день аэропортовый комплекс «Норильск» - это успешное авиапредприятие с модернизированной наземной инфраструктурой, новым современным аэровокзалом, и, самое главное, с высокопрофессиональным коллективом.
В 2010 году, после возвращения на «материк», я возглавил Дирекцию авиационных проектов ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Занимался разработкой специальных программ для поддержки региональной и местной авиации.
В апреле 2011 года мне предложили возглавить аэропорт «Туношна».
- Выходит, в Норильске вы делали примерно то же, что и сейчас в Туношне? И если оценивать здешние стартовые позиции в сравнении с теми, что были там, где они более предпочтительны?
- В Норильске, если не считать «климатические особенности» Заполярья, конечно, было больше возможностей для маневра. Во-первых, после банкротства, единственным акционером аэропортового комплекса стало ОАО «Норильский Никель». Градообразующее предприятие взяло на себя всю инвестиционную нагрузку. Во-вторых, город Норильск всегда был «авиационным городом», с традициями, с квалифицированным авиационным персоналом. И в третьих. Аэропорт «Норильск» обслуживает около 400 тысяч пассажиров в год. И если учесть, что всего в Норильском промышленном районе проживает чуть более 220 тысяч людей, то каждый житель примерно два раза в год летает на «материк». Аэропорт является социально значимым объектом транспортной инфраструктуры Таймыра. Пассажиропоток практически гарантирован и очень легко поддается просчету (хотя был и упадок авиаперевозок, в начале нулевых). И грузопоток там устойчивый.
- Хорошо. А теперь вопрос, который периодически звучит от многих жителей города. Для чего Ярославлю нужен аэропорт?
- Существует понятие: транспортная дискриминация. Современное развитие нашей страны, учитывая расстояния между деловыми, промышленными и туристическими центрами, невозможно без развития транспортных коммуникаций. Авиация - самый быстрый и безопасный способ перемещения пассажиров и грузов.
Ярославская область имеет мощный промышленный потенциал. Область связана деловыми контактами со всеми регионами страны и с крупнейшими мировыми производителями. Ярославль - красивейший город, жемчужина «Золотого кольца».
Наличие современного аэропортового комплекса с развитой маршрутной сетью и удобным стыковочным расписанием позволит на порядок увеличить подвижность населения, придаст мощный стимул для развития бизнеса, повысит общую инвестиционную и туристическую привлекательность области.
Аэропорт – это лицо области. А красивый аэропорт – это привлекательное лицо области!
Самара, Казань, Санкт-Петербург, Москва, Анапа, Сочи, Геленджик, Нижний Новгород, Екатеринбург. Вот далеко не полный перечень внутренних маршрутов, который, по нашему мнению, будет востребован пассажирами.
Популярные зарубежные курорты: Египет, Турция, Хорватия, Черногория. Крупные зарубежные стыковочные аэропорты: Вена, Франкфурт. Создав современную аэропортовую инфраструктуру и получив статус международного аэропорта для пассажирских перевозок, и эти маршруты будут реальностью!
- Всем известно о стратегии развития аэропорта до 2030-го года, о ней много говорят, но без конкретики. Что она в себя включает?
- В 2010 году, по инициативе Правительства Ярославской области, была разработана «Концепция развития аэропорта «Туношна» на период до 2030 года». Разработку Концепции поручили авторитетному австрийскому консультанту Airport Consulting Vienna GmbH, имеющему богатый положительный опыт консультирования аэропортов в восточной Европе, в том числе в России и в Украине. Если в двух словах, это «Дорожная карта», определяющая этапы развития аэропорта, конкретизирующая точки роста и суммы инвестиционных вложений.
Этапы развития аэропорта предполагают модернизацию наземной инфраструктуры до уровня современного аэропортового комплекса, способного принимать и обслуживать на внутренних и международных рейсах не менее 350 тысяч пассажиров в год и не менее 55 тысяч тонн груза в год.
Это хорошие, стабильные цифры. Они позволят аэропорту быть стабильно прибыльным авиапредприятием, позволяющим жить достойно.
Сегодня Аэропорт находится в самом начале реализации Концепции. Определяются приоритеты, ведется работа с инвесторами, заказываются проектные работы.
- Реализация Концепции развития Аэропорта потребует немало времени. Это пусть и не далекое, но, все же будущее. А чем сегодня живет аэропорт?
- Сегодня основная специализация «Туношны» - грузовые авиаперевозки. Через аэропорт идут потоки авиагрузов в регионы крайнего севера и на дальний восток. Мы принимаем и обслуживаем тяжелые транспортные самолеты, типа Ил-76, Ил-96, Боинг-757 и меньшей размерности. Мало кому известно, но аропорт «Туношна» занимает 15 место по перевозке грузов на внутренних воздушных линиях среди аэропортов Российской Федерации. А их в реестре Росавиации 328! Тем не менее, пока это скромные 11 тысяч тонн в год. Основные грузопотоки по прежнему делят между собой крупнейшие хабы Москвы, Санкт-Петербург, крупные аэропорты Сибири и Дальнего востока. Причем, в основном, используются провозные емкости пассажирских авиалайнеров.
С апреля этого года открыты регулярные пассажирские рейсы по направлениям Москва и Санкт-Петербург. Ведутся переговоры с авиаперевозчиками об увеличении частоты полетов на Санкт-Петербург и о расширении географии маршрутной сети.
Учитывая географическое положение «Туношны» вблизи перегруженного Московского авиаузла, создаются предпосылки для перераспределения грузопотоков и пассажиропотоков в сторону ярославского аэропорта.
К сожалению, пока сдерживающим фактором для наращивания количества самолетовылетов, грузооборота и пассажирооборота является существующая инфраструктура «Туношны», не позволяющая оказать конкурентную услугу авиаперевозчикам и грузоотправителям. Особенно это касается пассажиров, требующих высочайшего уровня сервиса авиаперевозки. А перевозка начинается именно с аэропорта.
- Ярославлю есть на кого равняться среди регионов, не считая Норильска?
- Возьмем Воронеж. До недавнего времени аэропорт был просто закрыт. Но появилась добрая воля руководства области и местной авиакомпании – и вот они уже летают и за границу, и на юг, и в Москву.
В этой связи у нас в «Туношне» возникает еще одна проблема – проблема базового перевозчика, располагающего свои мощности здесь. На сегодняшний день он как бы есть - это компания Dexter, которая разлетается отсюда. Нужно отдать им должное, они поверили в этот проект, они вошли сюда, они летают в Москву и Санкт-Петербург, но их возможности пока не позволяют им «разлететься» в другие регионы.
По нашему глубокому убеждению – и это показывают цифры – если дать более выгодное время вылета из «Туношны» в Санкт-Петербург и поставить судно большей емкости – рейс будет востребован! Я считаю, рейс должен выполняться воздушным судном вместимостью до 50 кресел, частотой 3 раза в неделю. То же самое и в Казань и в Самару.
Та же Калуга находится гораздо ближе к Москве, чем Ярославль, и они сейчас строят международный аэропорт! При этом предпосылок у Ярославской области намного больше. Перспективы очевидны.
- Теперь поговорим о Чемпионате мира-2018. Что в этой связи ждет аэропорт?
- Город-претендент на проведение Чемпионата мира по футболу должен отвечать определенным требованиям к транспортной инфраструктуре, в том числе к аэропорту. Это жесткие международные требования, и в Концепции развития аэропорта они отражены.
Конечно, Чемпионат мира – это, безусловно, мощнейший драйвер, но я бы не хотел считать его основным. Будет – хорошо, не будет – и без того у нас дел достаточно.
- Коль скоро вы заговорили об аэровокзале, позвольте выразить свои опасения. Не произойдет ли так, что его построят до мундиаля, а потом придут чиновники и скажут, что все сделано не так и нужно перестраивать, как это произошло с Южной трибуной на «Шиннике»?
- Напомню, Концепцию развития аэропорта разрабатывал международный консультант «Airport Consulting Vienna», и он все предусмотрел. На время проведения Чемпионата мира от здания аэровокзала будут растянуты «шатры» с организацией стоек регистрации пассажиров, таможенного и паспортного контроля, а так же выделены отдельные зоны для выдачи багажа прилетающих болельщиков и гостей Чемпионата. Чемпионат прошел – шатры убираются и думаю, пригодятся в другом месте при проведении аналогичных мероприятий. А может и в Ярославле лучше оставить. Город-то развивается! Так что все предусмотрено.
- А что может препятствовать развитию аэропорта?
-Угроз у аэропорта много! В основном, нам удается быстро реагировать на существующие вызовы. Но один вопрос извечный, впрочем, как и у всех. Это кадры.
Состав сотрудников далеко не молод – в основном это бывшие военные предпенсионного и пенсионного возраста. Аэропорт пока не может похвастаться большими зарплатами, поэтому молодежь здесь не задерживается, а привлечь авиационных специалистов из других регионов не представляется возможным.
Мы будем формировать кадровый состав в несколько этапов, разработана отдельная программа. Это и обучение существующего персонала, и привлечение молодежи, прошедшей обучение в вузах гражданской авиации. И, разумеется, решение вопроса достойной компенсации сотрудникам Аэропорта за труд.
Сейчас в «Туношне» трудится около 180 человек, но по штатному расписанию должно быть 300. Нам нужны люди молодые, в хорошем смысле агрессивные, с новыми взглядами на жизнь.
Все только начинается!