На днях увидела в телевизоре совершенно вредительскую рекламу. Что-то в духе: “Как избавиться от молочницы? Можно поискать в интернете, посоветоваться с подругой, приложить подорожник или просто забить... Но лучше выбрать проверенное средство”. А к врачу обратиться, простите, не пробовали?! Иногда помогает. Собственно, об этом мой гневный пост - о рекламе лекарственных средств.
Навязчивые рекламные ролики заменили многим гражданам визит к докторам. Зачем рано вставать и томиться в очередях, можно просто зайти в аптеку и купить практически любое лекарство. Какое именно - ежедневно подсказывает телевизор. Лично у меня складывается впечатление, что реклама лекарств вообще - да еще в таких масштабах - существует только в нашей стране. Формально ограничения в этой сфере есть, разрешено рекламировать только безрецептурные препараты. Но именно они и составляют 65-70% розничного рынка.
Народ плавно, но уверенно переходит на самолечение. И, в отличие от господина Малахова с его кореньями и мочой, тут другие крайности: либо сильнодействующие препараты, либо вовсе бесполезные БАДы. К сожалению, у меня нет данных по Ярославлю, но вот пример одной московской больницы: 74% детей уже в первый год жизни попробовали, что такое антибиотик. В три года - это 80%. И когда мои знакомые при любом чихе несутся в аптеку и закупают сильные антибиотики - мне не по себе. Еще страшнее, когда они этим пичкают детей.
Конечно, есть болезни, при которых антибиотики действительно показаны - это гайморит, ангина, пневмония, гнойные воспаления и прочие серьезные недуги, вызываемые бактериями. А ОРЗ, ОРВИ и грипп - это ВИРУСНЫЕ заболевания. Лечить их антибиотиками - все равно, что палить из пушки по воробьям! Все, чего вы добьетесь - антибиотикорезистентность. То есть, когда ребенку действительно понадобится этот препарат, он ему просто не поможет...
Уступают антибиотикам только иммуномодуляторы. Это следующая “любимая” тема - 70% всех современных российских детей в первые 7 лет жизни испытали на себе (с разными последствиями), что такое иммунотропные препараты. Вот, например, отечественные производители агрессивно лоббируют “Арбидол” - чудесное лекарство, которого нет больше нигде в мире. И когда на большинстве иммуномодуляторов пишут, что у них нет побочных эффектов, я в это верю с трудом: либо в препарате отсутствует действующее вещество (тогда зачем вообще этот мел нужен?), либо эти проявления не очень хорошо искали.
В России уникальное законодательство - оно разрешает проводить клинические испытания препаратов только самим производителям. Мы всего около десяти лет участвуем в международных протоколах. Это стандарты исследований, когда лекарство проверяется на десятках тысяч пациентов по всему миру. Именно такие требования к импортным препаратам. А у нас многие исследования проходят формально. И то, что в них поучаствовало 15 алкоголиков и три ребенка - никого не волнует.
В общем, на мой взгляд, реклама медикаментов - это зло. Она провоцирует людей покупать совершенно ненужные препараты и заниматься самолечением. В комитете по охране здоровья Госдумы предлагают ее полностью запретить. Но пока готового законопроекта нет. Надеюсь, он появится раньше, чем нация окончательно сгубит себя сомнительными средствами от диареи, молочницы, простатита и грибка ногтей.