Все более вероломными становятся методы, используемые смс-спамерами. Компании, занимающиеся платными рассылками, теперь имеют в своем распоряжении технические возможности, позволяющие им обходить закон. В этом «Улица Свободы» убедилась, ознакомившись с историей одного из своих читателей, которому в конце мая была, по сути, насильно подключена платная смс-услуга по прогнозу погоды. После нескольких недель бюрократических разбирательств в разных ведомствах ярославца уведомили, что рассылку, за которую еженедельно снимались деньги, заказал он сам.
Все началось в мае, когда в четыре часа утра на мобильный Ивана пришло сообщение со следующим текстом: «Вам подключена услуга Подписка на сайте gradus.mobi на 7 дней бесплатно. Начиная с 8 дня стоимость услуги составит 10 руб. с НДС/7 дней. Отказ от услуги - STOP POGOAMK1 на 771177 (МТС, sms бесплатно в домашнем регионе) или на 7142 (Билайн).Техподдержка: 8-800-200-6554».
Это была не реклама
Не желая мириться с фактом навязывания ему услуги, Иван написал письмо в УФАС России по Ярославской области, в котором просил антимонопольщиков провести проверку действий оператора и выяснить правомерность подключения номера к платной услуге в одностороннем порядке. Спустя полмесяца УФАС сообщило, что не нашло в присланных на его телефон сообщениях признаков рекламы, а вопрос подключения услуги без согласия абонента находится за границами его полномочий.
Это была не навязанная услуга
В этой связи жалобу перенаправили в региональное Управление Роспотребнадзора, которое, в свою очередь, направило ее в Роскомнадзор. Последний запросил у Ивана дополнительные документы, в том числе письменное разрешение на доступ к его аккаунту у сотового оператора. В тот же день оператор, опять не спросив абонента, отключил услугу. Ущерб для абонента составил пустяковые 60 рублей, но речь шла уже о принципах.
Спустя еще несколько недель нашему читателю пришел официальный ответ из Роскомнадзора, в котором на основании данных, предоставленных оператором, было сказано, что он (абонент) сам указал свой номер телефона на сайте gradus.mobi, и это послужило причиной активации услуги. Но стоит ли говорить, что никаких кодов он не вводил и вообще о существовании такого сервиса никогда понятия не имел?
И при этом доказать свою непричастность оказалось невозможно - ведь надзорный орган оперирует данными, которые ему предоставил оператор.
А что это было?
Да, наш читатель легко мог ввести кодовое слово для отказа от рассылки и не заниматься волокитой с надзорными органами. Но почему кто-то позволяет себе принуждать абонентов заниматься подобными вещами, отнимая их время на набор длинных непонятных кодов с кучей цифр и букв? И главное, почему эта ситуация происходит при полном согласии оператора связи федерального масштаба - уважаемой компании МТС?
А что, если бы такое сообщение пришло к какой-нибудь слабовидящей пенсионерке? Едва ли она смогла из него что-то понять и уж тем более набрать на клавиатуре непонятные символы для отказа от рассылки. И каждую неделю с ее счета снимались бы деньги. Учитывая, что у пенсионеров на счету редко больше сотни рублей, эти снятия могли оставить пожилого человека без связи. Летом за городом на солнцепеке человеку становится нехорошо, а позвонить родственникам он не может - спасибо за прогноз погоды!
То, что бороться с смс-спамерами тяжело, признают и юристы. Адвокат Алексей Козлов говорит, что в случае, если абоненту приходит реклама от оператора связи, в договоре должен быть отражен этот момент. На автора рассылок можно подать в суд, если рекламу присылают в ночное время. Если же реклама приходит от не зависимой от оператора структуры, то нужно обращаться непосредственно к ней, а каким-то образом на нее повлиять значительно сложнее.
Ну а в случае Ивана юристы считают, что дело необходимо доводить до суда.