В последние пару лет я часто ездил в командировки, в том числе в поездах. И именно в поездах замечал приметы восстановления военной и всякой другой наукоемкой промышленности. Эти приметы воплощены в образах пожилых инженеров, конструкторов и технологов, разъезжающих по бывшим советским НИИ и оборонным заводам в попытках оживить производство. Легче всего их обнаружить на маршруте Москва - Петербург или Рыбинск - Петербург.
Данный вид попутчиков легко опознать по повышенной разговорчивости и склонности вовлекать соседей по купе в совместную трапезу. («Застольный коллективизм» - чисто советское неумение есть и пить в одиночку.) Несмотря на пенсионный или околопенсионный возраст, они преисполнены оптимизма, рады своей долгожданной востребованности, и «рвутся в бой».
На мои неделикатные расспросы по поводу того, зачем начальство гоняет в командировки по стране столь заслуженных людей, а не кого-нибудь помоложе, они с гордостью констатируют: «А нет у нас молодых!» И хотя я ни о чем дальше не спрашиваю, мне подробно рассказывают о разрухе на заводах в «лихие 90-е», о повальном бегстве молодых конструкторов, проектировщиков и технологов в бизнес, о невежестве и бестолковости нынешних выпускников технических вузов, о прочих бедствиях, свалившихся на нас из-за того, что ими, сегодняшними стариками-инженерами, когда-то пренебрегли.
Прикидываю эту ситуацию на себя и с ужасом понимаю, что меня и моих коллег, университетских преподавателей, ждет та же судьба. Сейчас из-за «демографической ямы 1990-х» не хватает студентов. Вузы влачат жалкое существование, заискивая перед двоечниками и боясь их выгнать. Зато лет через пятнадцать, когда родившиеся в годы демографического подъема 2000-х дети станут студентами, постаревшие доценты и профессора будут вновь нарасхват, будут ездить по стране и жаловаться на «застойные нулевые» и на загубленную профессиональную карьеру. Невеселая перспектива...