Когда я вижу, как СМИ в очередной раз называют иностранного гражданина господином, мне становится не по себе. Спустя 20 лет после крушения советского строя, мы по-прежнему называем так либо иностранцев из дальнего зарубежья, либо соотечественников - но уже в ироническом смысле. Выходит, господ среди “нормальных” россиян не может быть по определению - ведь все “настоящие” эмигрировали еще в первую волну. По-настоящему уважительного обращения к людям с тех пор так и не было придумано. А мы продолжаем удивляться, почему все люди вокруг такие злые и недоверчивые.
Когда в прошлом году министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил называть полицейских господами, всех затрясло от негодования - с какой стати? Чем они лучше нас? К министру можно относиться по-разному, но эта его позиция - одна из немногих действительно здравых и адекватных. Сомневаюсь, что, возводя своих коллег в ранг господ, он намеревался возвысить их перед другими гражданами. Это - элементарные соображения уважительности, и вообще, кто сказал, что, кроме полицейских, никого больше нельзя называть господами?
А это, к слову, уже показатель отношения к самим себе - люди сознательно принижают значение своей личности. Конечно, маленькими людьми, управляемыми теми самыми “господами”, быть гораздо проще. Сознаться в этом стыдно, а поднять себя на уровень “господ” не представляется возможным.
Я помню, как моя первая учительница называла господами “особо отличившихся” учеников. Получить такой статус было верхом невежества, и мы смеялись над теми неудачниками, которых им одаряли.
Нейтральное вполне слово “товарищ”, привитое советской властью и ставшее впоследствии непереводимым на иностранные языки, ныне невозможно воспринимать отдельно от “совка”, и это его безнадежно губит. Адекватной ему замены по-прежнему нет, и поэтому обычно мы обращаемся к людям исходя из их половой принадлежности: девушка, мужчина, молодой человек, и так далее. Можно ли считать это нормальным? Я полагаю, нет. Ставшее нормой обращение мне видится грубым и убогим, хотя и сам обращаюсь к незнакомцам именно так. Попробуй в маршрутке назвать кого-нибудь барышней или милостивым государем - в лучшем случае на тебя косо посмотрят.
Мы все время отождествляем совершенно разные понятия - уважения и коленопреклонения по отношению к другим и чувства собственного достоинства и высокомерия - применительно к себе. Стоит уважительно обратиться к начальнику - коллеги за спиной начнут обвинять тебя в подхалимстве, попросить кого-то быть вежливее - станешь в чужих глазах заносчивым.
Наверное, в этом корень всех наших бед. Наверное, поэтому в России самый плохой в мире сервис, а люди злые и завистливые. Не умея уважать себя и не желая уважать других, мы никогда не станем доброжелательнее, а виновными в наших неудачах будет кто угодно, кроме нас самих. Вместе с чувством уважения к себе приходит чувство ответственности, а с ним жить гораздо тяжелее.