В условиях, когда выражение общественных настроений приобрело характер перманентного движения из онлайна в офлайн и наоборот, меняются принципы выстраивания отношений политиков с электоратом. Еще совсем недавно «хомячки», «тролли», «бандерлоги» и далее по списку ограничивались возмущениями в Интернете. Сейчас «движуха» перенеслась на улицы и площади, а Интернет помог им самоорганизоваться, и после - обсудить произошедшее. Выход «интернет-бойцов» из дома стал сигналом к политикам - их тоже можно завлечь на выборы. Так эти люди стали новой электоральной группой.
До последнего времени мы регулярно слышали разговоры о том, что молодежь политически пассивна и не ходит на выборы. Зато почему-то ходит на акции протеста - 90% моих знакомых составляет молодежь 20-25 лет, и лишь малая их часть не участвовала в митингах, устраиваемых в Ярославле.
По разным данным, интернетом в России охвачено от 40 до 70% населения. Большинство активных его пользователей - это молодые люди, а значит, многие из них поддерживают лозунг «за честные выборы». В процентном соотношении получается очень внушительная группа, сделав ставку на которую, политику можно претендовать на определенный успех.
Возьмем выборы мэра Ярославля, которые пройдут 4 марта. Как минимум три кандидата - Евгений Урлашов, Илья Осипов и Вячеслав Блатов - недавно обзавелись твиттер-аккаунтами. Кто-то туда активно пишет (возможно, даже самостоятельно) и «фолловит» ярославцев. Кто-то выкладывает видеообращения на Youtube. У одних появились внушительные группы поддержки в социальных сетях, другие запускают свои персональные сайты, третьи делают все это вместе взятое и меняют аватарки в своих интернет-профилях. Все это - попытки, пусть со стороны некоторых кандидатов и робкие, привлечения на свою сторону тех самых «хомячков», которые за пару месяцев стали самой политически активной группой населения.
Избирательная кампания, предваряющая выборы мэра в Ярославле, вряд ли станет тем самым переломным моментом, когда поддержка интернет-аудитории окажется определяющим фактором в победе. Однако осмелюсь предположить, что будущие кандидаты станут нацеливать свою избирательную кампанию именно на этот электорат.
Тот самый электорат, который два месяца назад впервые увидел живого омоновца и который, по мнению некоторых политиков, смешон в своих уличных акциях. Своей непоследовательностью, размытостью требований и неспособностью к классическому формату политической дискуссии. Вот только проникновение этих самых политиков в изначально враждебную для себя среду интернета - среду неудобных вопросов и едких комментариев - смотрится с позиции интернет-пользователей не менее смешно.