11.03.2012 / 10:46
Прошедшие несколько лет университет (как и прочие вузы) прожил с ощущением свободного падения вместе с лифтом. Демографическая яма (из-за низкой рождаемости в начале 1990-х годов) выкашивала ряды абитуриентов; студенты стали редким и ценным ресурсом, обнаглели и перестали учиться. Прием сокращался, количество преподавательских ставок тоже. Доценты и профессора с опаской посматривали на коллег по кафедре, как на соседей в блокадном городе (“Съедят или не съедят?”) Мы на своей шкуре почувствовали, каково лесным зверям дожидаться окончания холодной и голодной зимы. И скоро узнаем, каково это – наконец-то дождаться!
Дно демографической ямы достигнуто, дальше начнет сказываться робкий подъем рождаемости второй половины 1990-х. В 2012 году в Ярославской области школу закончит на тысячу человек больше, чем в прошлом. Значит, снова появится пусть скромный, но реальный конкурс; помаленьку оживут сонные аудитории. Самочувствие у системы высшего образования такое же, как у только что вылезшего из берлоги медведя: голодный, плохо ориентирующийся в обстановке, свалявшаяся шерсть клоками свисает с отощалых боков. Но ведь выжил!
Самое сложное, что предстоит сделать – восстановить так называемую трудовую мораль. Сейчас в России 83% выпускников школ, колледжей, техникумов и ПТУ поступают в вузы. Большинство из них не собирается учиться всерьез. Да и не может быть такого, чтобы подавляющее большинство населения было способно получить полноценное высшее образование. Оно потому и называется высшим, что требует особых талантов и усердия. На самом деле наши люди идут не за образованием, а за дипломом. В среднем по стране две трети студентов дневных отделений, начиная со 2-го курса, где-то уже работают. Им не до учебы.
Всего-то одно поколение назад был такой термин – “срезать” на экзамене. Преподаватель из вредности задавал каверзный вопрос, или хитрыми вопросами загонял студента в логическую ловушку. Молчаливо предполагалось, что основной учебный материал студент знает, и без особого коварства преподаватель ничего с ним не поделает. Сейчас никого не надо “срезать”, достаточно лишь заставить по-честному ответить на обычный вопрос по экзаменационному билету.
Так что и преподавателей, и студентов ждет долгий, мучительный процесс восстановления утраченных навыков напряженной работы. Нет другого способа вернуть нашему образованию исчезающую прямо на глазах конкурентоспособность.
Мнение авторов материалов в рубрике "Не-формат" является сугубо личным и может не совпадать с позицией редакции.