Сегодня случайно встретил старого знакомого, у которого несколько лет назад вел занятия по МВА. Он запомнился мне редкой “непотопляемостью”: на деловых играх ему всегда удавалось как-то выкручиваться из клубка проблем, в последний момент склонять конкурентов и партнеров на свою сторону, находить трудные решения и побеждать. Я тогда подумал, что только с таким набором качеств и можно работать в ярославском малом бизнесе, которым он в свое время небезуспешно занимался.
В ходе беседы выяснилось, что он теперь полярник, за плечами Северный Полюс и станция “Восток”, несколько зимовок в Арктике и на Антарктиде. Мне сразу стало ясно, на что похоже сегодняшнее малое предпринимательство в России – на выживание в экстремальных условиях. Враждебное внешнее окружение, неотвратимо наказывающее за любые ошибки, плюс оторванность от цивилизованного мира. И если “идеальный”, с моей точки зрения, предприниматель уходит из бизнеса и уезжает в Арктику, то каково же остальным бизнесменам, не обладающим столь уникальными способностями к выживанию?
В давние советские времена полярники были героями подростковых грез, предметом восхищения и зависти. Сейчас все труднее (даже за большие деньги) найти желающих уехать с “большой земли” на Крайний Север, - люди слишком ценят комфорт и не хотят делать над собой сверхусилий. Романтика тоже не в чести.
По этой же причине неуклонно падает процент молодежи, желающей заняться предпринимательством. Уже более десятилетия опросы социологов показывают падение престижа бизнеса как профессии. Люди стремятся найти работу или на госслужбе, или в госкорпорациях и естественных монополиях вроде РЖД и ТГК. Наиболее продвинутая молодежь согласна также на фрилансерство в качестве лиц свободных профессий (дизайнеров, консультантов, программистов, копирайтеров, и т.п.)
Проблема в том, что предприниматель, в отличие от полярника, – профессия массовая, их нужно много. Ведь кто-то должен создавать автосервисы и пиццерии, кадровые агентства и аутсорсинговые службы, аудиторские фирмы и девелоперские конторы. Не вырастим своих бизнесменов - приедут чужие; свято место пусто не бывает.