Ругать современную российскую музыку стало традицией, а об исполнителях своего региона многие вообще ничего не знают. “Улица Свободы” решила исправить этот дисбаланс, и начать рассказывать о представителях различных музыкальных течений Ярославля и области в проекте “Музыкальная среда”. Вчера свой День Рождения отметил Игорь Гаврилов, художественный руководитель Ярославского джазового центра. “Улица Свободы” поздравляет Игоря Вячеславовича и материалом о нем открывает новую рубрику.
Джаз-клуб
Для Игоря Гаврилова все началось в 60-е - времена “оттепели”, первых джаз-клубов и больших надежд. Именно тогда советский школьник мог найти на аккуратно укомплектованной пластинке с эстрадными хитами, к примеру, интерлюдии Вадима Гамалии, а в киоске “Союзпечать” британскую газету Morning Star.
К 1967 году в Ярославле сформировался круг любителей джаза. Люди собирались на кухнях, слушали привезенные из-за рубежа пластинки, читали самиздат. Игорь Гаврилов был неотъемлемой частью той тусовки, он переводил англоязычные статьи, разбирался в музыке, и главное - он проявлял инициативу. Тогда же в Ярославле начал профессионально играть на саксофоне Геннадий Комаров. А это означало, что джаз стали не только слушать, но и исполнять.
- Дошло до того, что произошла смена поколений и пришли новые люди, в том числе, небезызвестный Александр Александрович Сизов, ныне депутат областной Думы, - вспоминает Игорь Гаврилов. - Он хоть и не разбирался в тонкостях искусства, но у него был нюх. В итоге, мы составили план работы, написали устав и, стали легитимны. Наша точка отсчета, наш день рождения - 13 марта 1974 года.
- В 1975 год к нам приезжал оркестр из Нью Йорка, и мы пригласили со всей страны музыкантов, устроили с ними джем-сейшн, - рассказал Игорь Гаврилов. - И вот тогда мне попало из УКГБ. Разговоры были в духе: “Игорь, Вы мне дали слово, что не будете встречаться с этими американскими музыкантами”. Я отвечал, что не хотел международного конфликта и не мог их выгнать. Шла какая-то дурацкая игра, штук пять-шесть таких встреч. Хотя сотрудники УКГБ вели себя абсолютно корректно.
- К следующему фестивалю мне поставили условие - придумать название, рассказывает Игорь Гаврилов. - Я не придавал этому значения, взял пластинку из Польши, а там есть фестиваль “Джаз на Одре”. И я предложил название “Джаз на Волге”. Руководитель обкома Кузьмин мне сказал: “Нехорошо на Волге. Сыро. Она же мокрая, вода-то”. Мы мыслили по-разному. Он предложил название “Джаз над Волгой”. Я согласился и до сих пор ему благодарен. После нашего фестиваля стали появляться - “Джаз над Иртышом”, “над Невой”, “над Днепром”, “над Камой”... Штук 25 могу назвать, но мы были первыми речными.
- Некоторые люди путают: джаз-клуб в мире - это ресторан и хорошая музыка, причем понятная музыка - скажем, Take Five или Caravan. А когда ты пришел и тебе дают послушать музыку, которая тебе неизвестна, это уже другая история. Мы даже специально ищем музыкантов, пусть пока без имен, но зато со способностями, - говорит Игроь Гаврилов.