Сегодня день PR-специалиста. По данным компании HeadHunter, за последний месяц в Ярославле было размещено 87 резюме PR-менеджеров. Всего же активно 286 анкет ярославских пиарщиков. А актуальных вакансий для них всего 39. Уровень конкуренции составляет почти пять человек на место. А средняя зарплата - 22 тысячи рублей для соискателей с опытом работы от 1-2 лет. При этом, как выяснилось, среди ярославских пиарщиков практически нет людей со специальностью PR в дипломе. «Улица Свободы» решила узнать, что думают о своей профессии сами пиарщики, и у кого больше шансов найти работу. Мы обратились к ним с двумя вопросами:
- что «занесло» вас в профессию?
- что есть PR-специалист в Ярославле?
Максим Зуев-Носов, помощник зам. губернатора Ярославской области. В прошлом - начальник управления маркетинговых коммуникаций ОАО «Русские краски»
- Я получил образование по специальности «Маркетинг и менеджмент» в МУБиНТе. Так что, можно сказать, работал по профилю.
- Пиарщик должен не только досконально понимать свой бизнес, но еще обладать высокой эрудицией в совершенно разных областях. Он должен многим интересоваться, постоянно развиваться, учиться. Думаю, этим профессия и интересна. Иногда нужно знать даже больше, чем твой руководитель.
Сейчас есть тенденция, когда многие компании не могут себе позволить иметь в штате личного PR-менеджера, поэтому всю работу отдают на аутсорсинг. Мне кажется, это гораздо эффективнее, когда одна команда ведет сразу несколько больших проектов. Им и самим интереснее, и у них свежий взгляд.
Ольга Шульга, бренд-менеджер компании ОГОГО
- У меня два высших образования: инженер и экономист. Я их получила одновременно, училась на дневном и на вечернем. Окончила университет в 2001 году, когда промышленность была в упадке. Уже тогда было понятно, что, работая инженером на промышленном предприятии, сложно рассчитывать на нормальную зарплату, какие-либо карьерные перспективы в ближайшие 10 лет и возможность реально что-то сделать и повлиять на действующий технологический процесс.
- В идеале профессия пиарщика предполагает реальное применение своих знаний и навыков, дает возможность реализовать себя, принести пользу компании, а не заниматься отписыванием бумажек во все направления. Но перспектива карьерного роста и развития для пиарщика есть в крупных городах-миллионниках. В Ярославле к ним относятся как к халявщикам, которые разбазаривают деньги компании.
Юлия Демичева, зам. директора по развитию, компания ST-Consult
- Я окончила ЯГПУ им. Ушинского, факультет иностранных языков. В 16 лет по случайности попала на радио «Европа плюс» в Вологде. Был даже опыт написания сценария аудиоролика для приезжего зоопарка. Какой-то забавный стишок получился и люди к ним побежали. Так я столкнулась с рынком рекламы, возник интерес и до сих пор не пропал.
- Профессия PR-специалиста входит в десятку самых престижных и высокооплачиваемых во всем мире. Если брать наш регион, мы пока явно отстаем, за исключением, пожалуй, крупных компаний федерального уровня. И зачастую проблема не в пиарщиках, а в работодателях. Как правило, у них очень размытое представление о разнице между PR-менеджером и маркетологом. Некоторые работодатели приглашают на работу PR-менеджера, маркетолога и менеджера по продажам в одном лице. В итоге специалисты вынуждены выполнять свою скучную повседневную работу, а их творческий ресурс просто никому не нужен!
Александр Щербаков, руководитель направления Департамента по связям с общественностью и рекламы ООО ИКБ «Совкомбанк»
- Окончил факультет психологии ЯРГУ им. Демидова и аспирантуру того же факультета, где защитил диссертацию на тему «Психология СМИ». С третьего курса занялся психологией рекламы - редко кто устоит перед соблазном быть властителем дум и мастером управления человеческим поведением. Впоследствии оказалось, что все не так однозначно, но колесики уже крутились и поезд уже мчался к станции «PR».
- Профессия очень нужная, помогающая сводить людей, открывать их друг другу, делать понятными, строить связи между институтами и людьми. Это в идеале. В реальности, конечно, присутствует сильная манипулятивно-пропагандистская составляющая. В крупных городах PR полноценен и многогранен в силу развитости СМИ - количественной и качественной. И в силу большей открытости и вменяемости бизнеса. В регионах копошится усеченный вариантик, наподобие макушки айсберга, у которого под водой ничего нет. А общество делится на тех кто вообще не знает, кто такие PR-специалисты, и тех, кто считает пиарщиков манипуляторами, хитрецами и удачливыми живчиками. Что-то вроде таких адвокатов от репутации. Но, вообще, народ нас, кажется, любит!
Работодатели имеют собственное мнение о том, каким должен быть PR-специалист. Образование для них, действительно, не так важно.
Мария Горбунова, менеджер по персоналу Консалтинговой группы «Полилог» (Москва)
- Главное - опыт работы, а не образование. Желательно, чтобы опыт был именно в агентстве, то есть, умение вести несколько проектов одновременно. Еще важно, чтобы претендент не особо часто менял места работы. По образованию подойдут филолог, историк, пиарщик, журналист, политолог. Помимо организаторских способностей (а это, как правило, проверяется не только беседой, но и портфолио), важно, чтоб человек умел писать, излагать правильно мысли. Это тоже проверяется либо портфолио либо тестами. И еще - чаще всего коллеги меня просят не показывать им людей, окончивших МГУ, ибо кроме понтов они ничего не умеют.
Артем Милаков, директор агентства «Про-линия»
- Думаю, подошли бы люди гуманитарных профессий или образования. Хотя, больше важны не опыт работы и диплом, а личные качества человека. Он должен быть грамотным, эрудированным, инициативным, коммуникабельным. Главное, чтобы он постоянно генерировал идеи. Также очень важна нацеленность на результат. Если человеку просто приятен сам процесс, а конечную цель он себе представляет смутно - это не пиарщик.