30.06.2011 / 11:27
Через месяц в России не должно остаться ни одного милиционера. Переаттестация МВД, призванная сформировать высокопрофессиональную полицию из самых достойных сотрудников, должна оставить за бортом негодных к службе в правоохранительных органах. Будет ли так на самом деле? «Улица Свободы» задалась целью выяснить это и ознакомилась с механизмом переаттестации.
И сразу же пришлось столкнуться с препятствием: сдача экзаменов и тестов милиционерами недоступна для глаз посторонних, несмотря на общий тренд на открытость и коммуникабельность, отраженный в том числе и в законе «О полиции». В областном управлении МВД объяснили, что для этого нет законных оснований, к тому же, есть риск раскрытия персональных данных сотрудников.
Фактически переаттестация в Ярославской области началась еще в апреле. Уже тогда милиционеры стали сдавать первые нормативы. Однако де-юре никто из них не мог приступить к работе в новой должности из-за отсутствия штатного расписания, которое оказалось в распоряжении руководства УМВД во второй половине июня. Тогда же и была сформирована аттестационная комиссия, которую возглавил Сергей Шмулявцев.
- Сотрудники сдавали тесты по физподготовке, стрельбе, а милиционеры предпенсионного возраста проходили военно-врачебную комиссию, - рассказал начальник управления информации и общественных связей УМВД по Ярославской области Александр Шиханов.
По словам заместителя председателя аттестационной комиссии регионального управления МВД Сергея Аминова, с практическими нормативами проблем почти ни у кого из милиционеров не было. Но переаттестация предполагает комплексное резюме кандидата в полицейские. Каждый должен был пройти психологическое тестирование и продемонстировать знание закона «О полиции». Начальники отделов и управлений помимо всего прочего составляли декларации о доходах и проходили проверку на полиграфе. На нем, кстати, и «засыпались» двое не прошедших переэкзаменовку руководителей.
После всех тестов на милиционеров пишется рапорт. Это делает непосредственный начальник каждого из сотрудников. В случае, если кандидат рекомендуется на вышестоящую должность, руководитель должен в письменном виде за него поручиться.
И только после этого в работу включается аттестационная комиссия. В нее входит девять человек, сдавших экзамены в Москве, а за ее деятельностью могут наблюдать члены общественного совета при областном УМВД. Председатель комиссии Сергей Шмулявцев заверил, что представители общественности могут влиять на работу экзаменаторов, вносить поправки или коррективы. И в случае, если обнаружатся какие-то нарушения, общественники незамедлительно сообщат об этом руководству управления.
Если у кандидата нет нареканий по службе, и на него составлен объективно хороший рапорт, то он может не присутствовать во время его рассмотрения. Всем остальным же члены комиссии задают дополнительные вопросы по знанию законодательства и оперативно-розыскной деятельности. Заместитель председателя аттестационной комиссии Сергей Аминов сообщил, что единогласных решений пока не принималось ни по одному из сотрудников, судьба каждого решается в дискуссиях и прениях.
И тем не менее, несмотря на видимую объективность и профессионализм аттестационной комиссии, немаловажную роль в ее работе играет социальная составляющая. Негласно заведомо приоритетной считается кандидатура сотрудника, на чьем попечении находятся иждивенцы. С другой стороны, в первую очередь под сокращение попадут возрастные милиционеры, которым будет сложнее найти работу. Люди без юридического образования также сидят на чемоданах.
Когда сроки переаттестации продлили до 1 августа, предполагалось, что это приведет к более качественному отбору полицейских. В ближайший месяц члены аттестационной комиссии УМВД по Ярославской области рассмотрят резюме более 7 тысяч милиционеров. Это значит, что каждый рабочий день на их столе будет лежать пачка из более чем 300 рапортов. Почти 40 решений в час для девяти человек. Что из этого получится - узнаем через месяц.