URL: http://www.ulizza.ru/novosti/yaroslavl-jaroslavskaja-iniciativa-izbrannoje-aleksandr-prohorov/

Популярное
Система Orphus

Ярославская инициатива. Избранное. Александр Прохоров

Ярославская инициатива. Избранное. Александр Прохоров
24.11.2011 / 11:48

На прошедшем в Ярославле в начале осени Мировом политическом форуме губернатор Ярославской области Сергей Вахруков представил общественности проект «Ярославская инициатива». Это первый и потому уникальный сборник взглядов видных исследователей – ученых из различных отраслей практики и теории на чрезвычайно важную для судьбы России предметную область «Качество управления и его влияние на модернизационные процессы в России». Мы публикуем выдержки из сборника, которые показались нам интересными.


"...Петровские реформы, повлекшие за собой два столетия усиления России (плюс последующие революции «в нагрузку»), были успешны потому, что европейские институты пересаживались на отечественную почву не просто так, а вместе «с обслуживающим персоналом», то есть сопровождались переселением в Россию сотен тысяч (а за два века – миллионов) европейцев. Европейские стереотипы поведения изучались русскими не по учебникам, а в ежедневном общении

Данное явление представляет собой не только специфически российский феномен. Точно так же (и в больших переселенческих масштабах) британский институциональный опыт транслировался в США, Канаду, Австралию и некоторые другие страны. «Прививаемые» социальные и экономические институты смогли успешно прижиться на новой почве, и «трансляция» оказывалась мощным средством поступательного развития, когда указанные институты перемещались в колонизуемые страны вместе с участниками – жителями метрополий».

По-видимому, в XXI столетии не обойтись без таких же методов. Ведь степень цивилизационного отставания России от развитых стран сейчас сопоставима с тем, что наблюдалось в конце XVII столетия. Печальные реалии того времени известны. «Отсутствие регулярной армии (плохо обученные солдатские полки с офицерами-наемниками, стрельцы и дворянская конница). Нет флота. Очень мало школ, в которых учат только грамоте. Нет университетов. Нет газет. На всю Россию – одна аптека (царская) и одна типография». В наши дни: разгул коррупции, отсутствие подлинного разделения властей, независимой судебной системы и свободных СМИ; зыбкость представлений о частной собственности.

Разумеется, заманить на постоянное жительство в Россию граждан западных стран нереально. Но вполне возможно привлечь в нашу страну транснациональные корпорации, которые принесут свои методы работы, свои правила поведения персонала, свои стандарты корпоративного управления, свои стандарты в отношении рабочих и служащих, свои представления о трудовой морали, и тому подобное. Эта «цивилизационная прививка» будет аналогична петровской модернизации. Впрочем, она будет не менее болезненна.

Из всех разрушенных (или не существовавших в России вовсе) социальных институтов наиболее трудно будет воссоздать судебную систему. Сегодняшнее общественное мнение возлагает вину за разруху в судах на государство. Молчаливо предполагается, что как только судебные органы перестанут исполнять решения органов власти, так «басманное правосудие» сменится настоящим. Однако административно-политическая зависимость судов – лишь вершина айсберга, возвышающаяся над необъятной горой неправовых правил и обычаев. Прекращение давления на суд со стороны властей не отменит «низовую», политически немотивированную коррупцию судебного аппарата.

Эта коррупция, в свою очередь, является следствием не какого-либо частного структурного или процедурного дефекта судебной системы, а неизбежным результатом цинизма и коррупции всего общества. Независимых судей просто негде взять, - человек, выросший в России, сумевший получить у нас юридическое образование (особенно на дневном отделении ВУЗа) и соответствующую практику, по своим моральным качествам, как правило, уже не должен допускаться до работы в суде.

Представляется вполне возможной перспектива «импорта» судебной системы как наиболее дефицитного институционального ресурса. Имеется в виду не копирование иностранных судебных систем, а прямая передача части судебных функций иностранцам. Как при первых Романовых, когда в условиях небоеспособности русской армии нанимали целые воинские части за границей. Например, какой-либо краковский или саксонский суд, отработав две недели у себя на родине, на вторые две недели месяца переезжает в Новгород или Тамбов, и проводит там прием граждан и судебные заседания (естественно, по российскому законодательству). Несомненно, доверие к решениям такого суда будет на порядок выше, чем к решениям судов, отечественных по кадровому составу. Данное предложение, при всей его кажущейся фантастичности, вполне может оказаться единственным средством обеспечить функционирование судебной системы в России.

Разумеется, это не решит всех проблем (в частности, едва ли не поголовной готовности россиян давать заведомо ложные показания, что уже сегодня превращает суды в насмешку над здравым смыслом), но, по крайне мере, даст возможность не допустить полного отсутствия судебной защиты в условиях начинающегося институционального кризиса. Иначе юридические, а затем и богатые физические лица, в поисках правосудия станут оформлять договорные отношения таким образом, чтобы судебное разбирательство проходило за рубежом, в странах с хорошей репутацией судебной системы. Так, уже сейчас британские суды все чаще разбирают тяжбы между иностранцами (в том числе из стран СНГ), не доверяющими судам своих государств. Финансовая система России использует «импортные» рейтинги кредитных учреждений и эмитентов ценных бумаг. Никого не удивляет, что надежность эмитентов и заемщиков определяют не отечественные рейтинговые компании, а транснациональные Standard&Poors и тому подобные. То же самое касается аудиторской деятельности. Нетрудно представить, что было бы, если бы вместо импорта услуг по аудиту и рейтингованию законодательство обязывало бы пользоваться соответствующими услугами только российских фирм, - был бы разгул коррупции и непрофессионализма, а инвестиции в ценные бумаги мало чем отличались бы от участия в лотореях".

Об авторе
Александр Прохоров - преподаватель Ярославского государственного университета, кандидат экономических наук; работал финансовым менеджером, заместителем гендиректора торговой компании, директором по персоналу и социальным вопросам, директором по развитию, советником губернатора по экономическим вопросам; консультировал по вопросам управления.


Теги по теме: МПФ, Ярославская инициатива, Прохоров
Другие материалы разделов: Экономика, Бизнес, Государство
Голосование: Понравилось +0 Не понравилось -0
Спасибо. Ваш голос учтен
Вы уже голосовали
Отправить на E-mail Распечатать Отправить в Facebook Отправить в Вконтакте Отправить в Одноклассники Отправить в LiveJournal Отправить в Twitter

Материалы по теме

Комментарии Комментарии(0): Показать/скрыть Добавить

*
 
*