URL: http://www.ulizza.ru/novosti/yaroslavl-ilja-fedorov-saturnom-segodna-mozhno-gorditsa/

Популярное
Система Orphus

Илья Федоров: «Сатурном» сегодня можно гордиться

Илья Федоров: «Сатурном» сегодня можно гордиться
Илья Федоров
23.12.2011 / 10:46

В интервью «Улице Свободы» председатель ярославского отделения «Союза машиностроителей России», управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров подвел итоги деятельности компании. Успешное участие на МАКСе-2011 в Жуковском, освоение производства двигателей для лайнера SSJ100 и подписание многомиллиардных контактов сделали 2011-й год во многом знаковым для предприятия. На следующий год у «Сатурна» не менее амбициозные планы: увеличение объемов производства и дальнейшая интеграция в Объединенную двигателестроительную компанию (ОДК).

«Улица Свободы»: Илья Николаевич, как бы вы в целом охарактеризовали уходящий год для НПО «Сатурн»? Чего удалось достичь, что осталось в планах?
Илья Федоров: Год для «Сатурна» выдался и тяжелым, и легким. С одной стороны, это год преобразований, время освоения серийного производства двигателей SaM146, которое давалось нам нелегко. С другой - мы подписали два серьезных контракта общей суммой на миллиард долларов, тем самым, обеспечив себе загрузку на 3-4 года. Также очень успешным для компании стал МАКС-2011.

Мы выполнили гособоронзаказ в части поставок двигателя Д - 30КП-2 для Ил-76 и заправщиков Ил-78, а также заказ по ракетной тематике - для компаний «Радуга» и «Тактическое ракетное вооружение».

Пока мы немного задерживаемся с освоением SaM146 и балансируем на уровне безубыточности - любая новая продукция, особенно коммерческая, всегда убыточна - и необходимостью скорейшего оснащения двигателями самолетов SuperJet100. Я думаю, что к марту следующего года мы добьемся опережения производства самолетов - к каждому новому выпущенному лайнеру у нас будет два двигателя про запас.

Что нового ждет компанию в следующем году? Удастся ли «Сатурну» начать получать реальную прибыль?
Большие средства, вложенные в освоение SaM146, подготовку к выполнению контрактов по двигателю Д30КП-2 и энергетических 10-мегаваттных машин, вряд ли позволят нам выйти в следующем году на прибыль. Это нормально и даже правильно. Через год-два мы начнем расти еще больше в соответствии с уже подписанными контрактами.

Объемы производства должны вырасти на 30-35%, тогда как в 2011-м эта цифра составляла 10%.

Мы будем набирать сотрудников, этот процесс уже идет. В основном мы нуждаемся в квалифицированных рабочих. Продолжим сокращать управленческий аппарат и переориентировать его на другие задачи. Мы будем также продолжать интеграцию в ОДК, как организационно, так и структурно. Нас ждет рост заказов на работу конструкторского бюро: мы берем на себя все больше работ по двигателям ПД-14 для МС-21, продолжаем разработку двигателей для ПАК ФА.
Через несколько месяцев в компании будет новая структура. Мы меняемся в соответствии с задачами, которые обновляются вместе с новой структурой заказов.

Все-таки чистая прибыль возможна в следующем году?
Где-то порядка 50 миллионов рублей мы планируем заработать в этом году за счет огромной экономии. У нас работает антикризисная комиссия, возглавляемая моим заместителем директором по стратегии Мариной Кустовой, каждую неделю они собираются и «режут» все, что только возможно. Второй момент - увеличение выработки, она выросла в этом году процентов на 20. И последнее - продажа непрофильных активов. Самое главное, что у нас и кредиторская задолженность резко упала с 24,7 до 9,2 миллионов рублей к середине текущего года. В целом эффект очевиден.
18 Федоров в цехе 80.jpg
Принято считать, что российские двигатели проигрывают западным в части расхода топлива. SaM146 является исключением?
Он превосходит зарубежные аналоги по этому показателю, официально превосходит. Если двигатель делается позже, то он в любом случае будет лучше. И самое главное здесь даже не экономичность. Да, это важная характеристика, но межрегламентный период, а именно, число циклов до ремонта - в приоритете. У нас 16 тысяч циклов, вскоре будет 20 тысяч. У конкурентов эта цифра существенно ниже.

Как вы считаете, будут ли в скором будущем российские авиакомпании отдавать предпочтение отечественным самолетостроителям?
Скажу так: нужно покупать то, что соответствует мировому уровню. Поэтому вместе с «Сухим», вместе со Snecma, вместе с другими компаниями, участвующими в проекте SSJ-100, мы стараемся делать наш самолет именно таким. И если у нас получится, то мы будем его продавать, если нет - авиакомпаниям придется покупать зарубежные самолеты. То, что называется «квасным патриотизмом», нам не нужно. Так начинается крах государства.

Можете ли вы сейчас что-то сказать о соглашении с КБ Антонова о ремоторизации АНов? Где возможно второе применение SaM146?
Есть два проекта, в сотрудничестве по которым мы заинтересованы: Бе-200 и Ан-158. Технически это можно сделать, это выгодно Антонову. Они, как говорят англичане, не в одной корзине яйца носят, и работают также с нашими друзьями и конкурентами GE и Rolls-Royce. Мы за этим внимательно наблюдаем. Наиболее понятный для нас проект сегодня - Бе-200. Вопрос только в источнике финансирования. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос, и на государственные средства здесь вряд ли стоит рассчитывать. Это очень хорошие перспективы, мы можем претендовать на переоснащение не менее 200 самолетов. А пока мы ищем деньги и составляем бизнес-план.

На юбилее «Сатурна» запустили два новых участка и начали строительство нового цеха. Что-то уже введено в эксплуатацию?
Оба участка уже работают. Их строили с учетом серьезного увеличения производства. Новый цех по гальванике мы рассчитываем открыть уже в следующем году.

«Сатурн» всегда славился кадрами не только по Рыбинску и Ярославской области, а в целом по отрасли авиастроения. Действуют ли сейчас какие-то программы по повышению квалификации, подготовке кадров, целевому набору выпускников вузов?
Не первый год у нас действует современный учебный центр, который становится базой для подготовки персонала предприятий ОДК. Все рабочие кадры в первую очередь проходят тестирование и обучение там. Традиционно мы сотрудничаем с РГАТУ и Самарским государственным аэрокосмическим университетом - у нас есть совместные программы по привлечению молодых инженеров. Это целевая подготовка, специальные социальные программы.

Сейчас самое главное для нас - сохранить школу, которая есть на «Сатурне». У нас есть ряд уникальных специалистов, чья деятельность находится под пристальным вниманием коллег со всего мира. Их опыт необходимо передавать тем, кто только начинает у нас работать.

Самый действенный инструмент по привлечению молодых кадров - предложение работы по совместительству еще во время обучения. Попадая в конструкторское бюро, студенты знакомятся с нашими техническими гениями, со структурой предприятия, и, получив диплом, безбоязненно переступают порог компании и начинают работу без всякой адаптации.

Является ли «Сатурн» по-прежнему градообразующим предприятием в Рыбинске, и какая доля вашего вклада в бюджет города и области?
Поскольку прибыли у нас пока нет, мы платим только НДФЛ - 250 миллионов рублей пополам в городской и областной бюджеты ежемесячно. Это не так уж и плохо. Мы по-прежнему являемся одним из главных предприятий не только Рыбинска, но и региона в целом. Я бы сказал, что есть две сферы промышленности, которые определяют уровень развития государства: ядерная энергетика, как мирная, так и военная, и двигателестроение. Так вот «Сатурном» в этом плане сегодня можно гордиться.

Есть ли в планах «Сатурна» участие в разработке экраноплана?
Это мечта, конечно. Мы бы хотели делать двигатели для экранопланов. У нас подписано генеральное соглашение с нижегородской компанией, которая их изготавливала в свое время. У них есть ряд достаточно хороших проектов. Идея замечательная, но для ее воплощения нужно госфинансирование. Насколько я знаю, государственных денег там пока нет. В соответствии с соглашением, мы сделаем все при наличии денег. В целом это очень большая перспектива для России и в оборонной сфере, и в гражданской. Если будут заказы – «Сатурн» выполнит все.


 


Теги по теме: НПО Сатурн, Федоров, Итоги года, События-2011
Другие материалы разделов: Экономика, Промышленность
Голосование: Понравилось +2 Не понравилось -0
Спасибо. Ваш голос учтен
Вы уже голосовали
Отправить на E-mail Распечатать Отправить в Facebook Отправить в Вконтакте Отправить в Одноклассники Отправить в LiveJournal Отправить в Twitter

Материалы по теме

Комментарии Комментарии(0): Показать/скрыть Добавить

*
 
*