Интервью “Улице Свободы” дал один из экспертов, приглашенных на Международный форум молодых предпринимателей «СМП-2012» - заместитель руководителя департамента разработки “Яндекса” Григорий Бакунов. Известный программист и подкастер, знакомый многим под ником Bobuk. Поскольку «Яндекс» активно интересуется стартапами и даже проводил один из «Яндекс.Стартов», мы задали представителю знаменитого поисковика несколько вопросов от имени начинающих бизнесменов.
«Улица Свободы»: Как человеку, который придумал и проработал некий стартап, определить, куда идти, какой инвестор правильный, какой нет?
Григорий Бакунов: На мой взгляд, самый правильный инвестор – это вы сами. А вот если у вас не хватает денег, тогда сложнее. Я бы рекомендовал выбирать не просто финансового инвестора, а человека, которому небезразличен ваш новый проект или бизнес. Только тогда инвестор будет кровно заинтересован не столько в быстрой «накрутке» и продаже бизнеса, сколько в росте компании и увеличении ее доходов.
Ищут ли сами инвесторы хорошие проекты? Если ищут, то где?
У каждого инвестиционного фонда есть так называемый «пайплайн». Это входящая линия стартапов, которые присылают заявки на инвестиции. Их рассматривают эксперты фонда, отсеивают ненужное и оставляют самые интересные стартапы. Поток заявок в фонды настолько велик, что искать проекты отдельно нет необходимости. Если стартапу нужны деньги – он идет к инвестору. Если не нужны – то уговаривать его было бы глупо. Вы же не уговариваете друзей взять у вас в долг?
Есть мнение, что в стартапе, вне зависимости от направленности, самое главное - это команда. То есть, у плохой команды просто не может быть хорошего проекта?
Не так. Плохая команда может сделать только плохой продукт, хотя чаще плохая команда не может сделать ничего. Хорошая команда может сделать как плохой, так и хороший продукт. Для проекта важна качественная реализация и стремление его создателей довести дело до конца. У плохих команд оба этих показателя стремятся к нулю.
Может ли выполнять роль команды один человек?
Да, и таких стартапов довольно много. Другое дело, что человек, умеющий думать и о программах, и о пользователях, и о бизнесе, - это большая редкость.
Каковы на сегодня главные тренды развития Яндекса, а что вторично?
На этот вопрос невозможно ответить в двух словах. Главное, что умеет делать Яндекс – давать ответы на вопросы. А значит, главный «тренд» - все лучше и лучше отвечать на вопросы пользователей, даже на те, которые он еще не успел задать.