16.06.2011 / 15:14
Сегодня в проекте "Молодые руководители" в главных ролях представители производственных профессий. Это люди, которые выбрали для себя технические специальности и работу в цехах завода, но быстрые карьерные взлеты привели их за столы руководителей, к мотивационным схемам, оптимизации бизнес-процессов и маркетинговым исследованиям. Интервью "Улице Свободы" дали начальники цехов НПО "Сатурн" Илья Лисицин, Дмитрий Нерубенко и Артур Берестевич.
- Как Вы оцениваете нововведения последнего времени на «Сатурне»?
- Конечно, оценка только положительная. Предприятие сохранено, живет и развивается, заработная плата платится регулярно и в установленные сроки. Это для большинства сотрудников самое главное. И другие критерии есть для позитивного отношения к нововведениям. Недавно несколько десятков молодых сотрудников получили из рук губернатора, мэра, управляющего директора и руководителя Союзмаша ключи от новых прекрасных квартир. Я и моя семья - в числе этих счастливчиков.
- А каков Ваш путь на «Сатурне»?
- Я закончил сначала авиационный колледж, затем институт, отслужил в армии и затем оказался здесь. Пришел работать в качестве слесаря-сборщика третьего разряда. С высшим образованием. В целом на заводе я чуть меньше десяти лет. Сейчас - начальник цеха.
- Большинство молодых людей, с которыми мы общаемся, свой карьерный путь прошли именно на «Сатурне». Предприятие в плане набора кадров не имеет конкурентов в регионе?
- Да, но стоит правильно понимать, какое это предприятие - НПО «Сатурн», а до этого «Рыбинские моторы», - сейчас оно лучшее в двигателестроении страны, к тому же является градообразующим для Рыбинска. Если какие-то проблемы на нашем заводе случались, то жизнь в городе практически замирала. Именно «Сатурн» определяет ритм, динамику развития Рыбинска.
- Люди здесь растут уже с идеей работать на «Сатурне»?
- Да. И я свой выбор сделал, по сути, в 1989 году, когда пошел учиться в авиационный колледж по специальности «авиационные двигатели». И это традиция, нацеленность на лучшее в городе.
- Вы сейчас руководите большим коллективом?
- В нашем цехе работает порядка ста человек.
- Как вы можете описать этот процесс? Для вас руководить людьми - это сложно?
- Я отвечу, что не столько сложно, сколько интересно.
- Известны рассуждения некоторых современных «интеллектуалов» по поводу того, что русский человек работать не любит. Вы к этому утверждению как относитесь?
- Я думаю, что это ошибочное суждение, некий расхожий миф, может быть, кому-то удобный. На нашем предприятии сейчас находятся люди, которые хотят и умеют работать. К тому же у всех нас другого выбора нет - ситуация такая на заводе, в отрасли, в стране, что нужно не просто много работать, но быть современными, конкурентоспособными. Мы должны преодолеть техническое и технологическое отставание от запада ради собственного будущего и будущего наших детей.
- То есть когда жизнь заставит - все хотят работать?
- Человека не только нужно заставлять - у него должна быть заинтересованность и финансовая и моральная. Уравниловка советского периода здесь неуместна.
- Вы моральные принципы мотивации используете?
- Конечно, используем. Сто человек - коллектив достаточно небольшой, отношения хорошие у всех, и, конечно, самое главное для руководителя - это уверенность в своих подчиненных, а подчиненные, в свою очередь, должны быть уверены в руководителе. Тогда все получается.
- А почему вы предпочли специальность «авиационные двигатели» и конкретно сборочное производство?
- Наверное, просто склонностью. К тому же я считал, что сборочная деятельность является элитной. Это завершение, итог работ огромного числа людей. Результат в итоге выходит из-под наших рук.
- То есть, вы сейчас в элите?
- Да, мы - техническая элита не только завода, но и всей страны. Газотурбинный двигатель - сложнейшее замечательное изобретение человечества. А мы им занимаемся ежедневно и ежечасно. А к сборке у меня просто лежит душа. Ведь иначе нельзя, заниматься надо интересным делом, которое тебе нравится. Я, еще учась в техникуме, тоже здесь проходил практику. Присматривался ко всему, чем занимаются на заводе. И глаз пал именно на сборку.
- А вы давно работаете руководителем?
- Лет пять. То есть, опыт есть. Я был также начальником сборочного корпуса, выпускающего авиационную продукцию на данном предприятии. Дальше в силу ряда причин был переведен в 22-й корпус с увеличение объемов по наземной тематике.
- Есть ведь в цехе опытные производственники. Как с ними управляетесь?
- Замечательно. Люди старой закалки, старого воспитания - элементарно все понимают. На них всегда можно положиться. Да и опыт - бесценен для любого коллектива, тем более на сборке.
- Какие у вас методы руководства? Вы же работаете непосредственно в цехе?
- Да, в кабинете я провожу достаточно мало времени, в основном нахожусь в цехе, на рабочих местах. У меня в подчинении находятся два корпуса, занимающихся энергетическими установками большой и средней мощности. Посещаю все участки, общаюсь с людьми, участвую и контролирую процессы сборки, качество и выполнение сроков.
- О достижениях личных или коллективных можете рассказать?
- В начале 2009 года был открыт наш новый корпус. Там мы стали выпускать новые машины мощностью 6,3 и 8 мегаватт для газоперекачивающих станций. Получили первые серийные двигатели в этом корпусе. Сейчас собрано уже порядка 20 машин и замечаний от заказчиков по ним пока нет. Это как мое личное, так и коллективное достижение нашего цеха. Хотя каждый день не похож на другой, приносит новые вопросы, которые надо умно и оперативно решать.
- А что помогает вам справляться с проблемами?
- Думаю, знания, которые я до этого получил, и опыт. Я ведь прошел, по сути говоря, все ступени, прежде чем стал начальником цеха. Ну и конечно, поддержка коллектива, помощь моих заместителей. А я, в свою очередь, опираюсь на поддержку руководителя, стараюсь соответствовать той команде, которая сейчас у руля «Сатурна». От каждого из нас в итоге зависит, каким будет судьба нашего предприятия. Делай на своем рабочем месте - все, что можешь, больше, чем можешь. И тогда у нас все будет хорошо.