URL: http://www.ulizza.ru/novosti/yaroslavl-dmitrij-bashmakov-zona-ohvata-dejatelnosti-nashej-sluzhby-ves-mir/

Популярное
Система Orphus

Дмитрий Башмаков: Зона охвата деятельности нашей службы - весь мир

Дмитрий Башмаков: Зона охвата деятельности нашей службы - весь мир
15.07.2011 / 11:09

Интервью "Улице Свободы" и проекту "Молодые руководители" дал Дмитрий Башмаков - директор по материально-техническому снабжению и транспорту НПО «Сатурн».

- Дмитрий Александрович, какую роль играет ваша дирекция в жизни предприятия?
- Наша служба материально-технического снабжения и транспорта численностью 550 человек занимается важнейшим делом, заключенным в ее названии. Занимаемся снабжением и транспортным обеспечением всех процессов компании, головное предприятие которой находится в Рыбинске, а филиалы – в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Перми. Что такое снабжение на нашем предприятии? Это 25-50% себестоимости выпускаемой продукции – авиационных и энергетических двигателей. Это более восьми тысяч договоров с поставщиками и 18 тысяч номенклатурных позиций. Поэтому от того, насколько мы эффективны, как настроены наши логистические процессы, во многом зависит конкурентоспособность нашей продукции. Зона охвата деятельности нашей службы - весь мир.

- А насколько динамична Ваша деятельность?
- Работа у нас такая, что неожиданности подстерегают каждую минуту. Без творческого подхода в нашем деле никуда. Не менее важна и креативность. Эти качества тоже непосредственно влияют на результат нашей работы. Мы сейчас пересматриваем всю нашу деятельность и совершенствуемся в различных направлениях, добиваясь максимальной эффективности и оптимизации затрат.

- А бережливые технологии и lean-технологии связаны с вашей работой?
- Конечно, связаны. У нас у первых среди «непроизводственных» служб начинается реализация проекта «бережливый офис». Это очень интересно и я практически самостоятельно занимался этим процессом. Например, полтора года назад мне приходило 120 электронных сообщений в день. Если тратить на каждое по две минуты, получается 4 часа в день. Сейчас мне приходит в день 40 сообщений, остальной информационных поток я или делегировал заместителям, или просто убрал ненужное. «Бережливый офис» учитывает все – трата времени на звонки, просмотр почты и оптимизацию работы в рамках договорной деятельности и множество другого. Все службы на заводе взаимосвязаны и процесс согласования некоторых документов может занимать длительное время. Наша служба ориентирована на удовлетворение потребностей клиента. А основной клиент – это наше производство. Поэтому мы постоянно совершенствуемся для обеспечения всем необходимым в максимально короткие сроки с необходимым качеством. Каждый сэкономленный день очень многое дает, хотя и дается нелегко. Это очень большой объем планирования, прогнозирования, понимания рынка, анализа перспектив и напряженных переговорных процессов.

- А легко ли Вам дается руководящая работа? Все-таки вы руководите 550 сотрудниками.
- В первую очередь, я не спускаю какую-нибудь команду или идею просто вниз, а начинаю с себя, стараюсь в любом деле быть примером для подчиненных. Во вторую очередь, необходимо слушать людей, с которыми ты работаешь. И неважно, кто в каком возрасте, важно то, кто что из себя представляет как профессионал, как специалист. Мне очень повезло работать с людьми, у которых есть опыт. Я считаю это счастьем. Я шесть лет проработал в филиале «НТЦ им. А. Люльки» в Москве, где более 60 лет разрабатывают и доводят двигатели для фронтовой авиации. Именно там я понял, что обороноспособность страны – это не громкая фраза, а труд многих людей. В авиационном двигателестроении накапливается весь передовой опыт. Наша отрасль вместе с космической движет не только машиностроение, но и всю промышленность страны вперед. И это не лозунг, потому что наши достижения, создание двигателей следующих поколений требуют и приводят к разработке новых материалов, станков, технологий и много другого. А потом достигнутое, найденное для решения вопросов двигателестроения используется везде, вплоть до пищевой промышленности.

- А как Вы охарактеризуете основные проблемы по приобретению отечественных материалов для новых высокотехнологичных двигателей?
- Есть сложности. Например, из сотни поставщиков закупаемой продукции для производства двигателя SaM-146 всего два отечественных поставщика. То есть из всех отечественных поставщиков, у которых мы покупаем материалы и комплектующие, для производства других выпускаемых нами двигателей, международные авиационные власти допустили в качестве наших комплектаторов только два! Мы уже научились изготавливать продукцию по мировым стандартам и этому есть подтверждение – сертификат EASA на двигатель, а российские поставщики пока не спешат сертифицироваться по международным стандартам. А это необходимо, чтобы больше и успешнее продавать на внешний рынок, и здесь нужна поддержка на государственном уровне в виде комплексной федеральной целевой программы, например.

- Принято считать, что с транспортом у нас тяжело - большие расстояния и плохие дороги. Как вы с этим справляетесь?
- У нас на предприятии порядка двухсот единиц автотехники. Сейчас я с моими коллегами из транспортного подразделения наметили основные пути, по которым мы будем двигаться. Первое - оптимизация самого парка. Мы высчитали, на каких направлениях и какой тоннаж выгодно перевозить самим, а какой нет. Соответственно, активно передаем на аутсорсинг направления, где мы менее эффективны. Высвобожденный транспорт будем продавать. Во-вторых, в этом году запланировано обновление 20% автопарка. Для тех, кто работает в этой сфере, понимает, что это очень серьезный показатель. В-третьих, продолжим установку на автотранспорт датчиков GPS, для более качественного контроля за расходами предприятия на транспорт. А с дорогами, я надеюсь, все наладится.

- Какие главные сложности в Вашей работе?
- Я не разделяю на «сложно» или «легко». На все уходят силы, все важно. Нельзя ничем пренебрегать.

- Как строится Ваш рабочий день?
- У меня день не похож один на другой. Рутины нет. Когда только намечается однообразие, я беру в руки книгу по lean-технологиям или какую-нибудь другую специальную литературу. Или собираю коллектив, чтобы осмыслить происходящее и подумать, где и в чем мы можем стать лучше, эффективнее. Ведь нет предела совершенству.

- Вы считаете, что однообразие - это признак застоя?
- Нет, в разных профессиях и отраслях все по-разному. Например, на предприятии некоторые операции «доведены до звона» и имеют четкий хронометраж. Если специалист сделал работу на полчаса раньше, или на полчаса позже, это одинаково расценивается как ЧП. За счет бережливого производства можно сокращать циклы, но если норма установлена, то отклонение от нормы недопустимо. Но в нашей работе однообразие - это признак застоя.

- Скажите, Вы давно заняли свою руководящую должность?
- Через две недели исполнится 12 лет, как я работаю на «Сатурне». На этой должности два года.

- Вы молодой руководитель. Как у Вас складывалась карьера?
- Я не ставил конкретную цель - стать руководителем. Просто много работал. Пришли мы в службу экспертами из института. Тогда на «Сатурне» второй год действовала программа набора молодых специалистов на предприятие. В те времена все уходили в бизнес и коммерцию, и на завод было никого не затащить. Сначала работал экспедитором, потом занимался обеспечением в отделе внешней комплектации. Позже работал в Москве, а через 6 лет вернулся на родину, в Рыбинск.

- Вы отметили, что «Сатурн» и двигателестроение являются двигателем промышленности страны. А какие проблемы Вы видите и как их решать?
- Надо анализировать и брать лучшее у партнеров и конкурентов. При этом не бояться смотреть правде в глаза – убирать, изживать все неэффективные, устаревшие процессы-паразиты, оставляя только полезное и передовое.

- Что такое процессы-паразиты?
- Все, что не приносит прибыли и мешает движению вперед. Сейчас на нашем предприятии мы реализуем новую программу - «изготавливать или покупать». Поясню, о чем идет речь. Конструкторы «Сатурна», одни из немногих, если не сказать единственные в российском авиадвигателестроении, кто умеют проектировать изделия на заданную стоимость. То есть не только изобрести успешный двигатель по техническим характеристикам, а еще и тот, который попадет в целевую рыночную нишу. Так вот, техпроцессы, производственные операции, чертежи покупных заготовок и много-много другого мы на предприятии подвергли ревизии с целью определить, что выгоднее предприятию: производить самим или покупать на стороне. Все проектировать, изготавливать и производить самим, - так в мире уже никто не делает. Условно - есть чемпион мира по изготовлению болтов - у него и надо покупать, потому что он специализируется на болтах. А те ключевые и фирменные процессы, которые наработаны десятилетиями на всех наших площадках и которые являются нашей силой - нужно оставлять и развивать. В этот процесс вовлечено высшее руководства завода. Может показаться, что это простые вещи, но на самом деле - это титанический труд.

- Расскажите немного о себе. Чем Вы увлекаетесь, как отдыхаете?
- Рыбалка, лыжи беговые и горные, бильярд, иногда стендовая стрельба. Люблю почитать классику, посмотреть что-нибудь новое.

- Какое время занимают командировки?
- Последние полгода были максимально загружены, часто выезжали на предприятия-партнеры, знакомились с поставщиками, с их производственными мощностями, потенциалом. В среднем, до 30% рабочего времени – командировки. Такова наша специфика.

- Подобные сложные задачи при такой динамичной работе можно решать только командой, Вы ощущаете поддержку коллег-менеджеров и починенных?
- Я себя ощущаю в команде единомышленников, как в своей службе, так и среди коллег-директоров по направлениям. Думаю, что иначе нельзя.


Теги по теме: НПО Сатурн, Молодые руководители
Другие материалы разделов: Интервью
Голосование: Понравилось +6 Не понравилось -0
Спасибо. Ваш голос учтен
Вы уже голосовали
Отправить на E-mail Распечатать Отправить в Facebook Отправить в Вконтакте Отправить в Одноклассники Отправить в LiveJournal Отправить в Twitter

Материалы по теме

Комментарии Комментарии(0): Показать/скрыть Добавить

*
 
*