На прошлой неделе в региональное заксобрание был внесен проект закона о пассажирских перевозках легковыми такси, в котором разработан порядок выдачи разрешений и контроля перевозчиков. До начала осени, когда вступит в силу федеральный закон о такси, парламентарии региона его, скорее всего, не примут. О том, в каком положении окажутся ярославские перевозчики после 1 сентября, о нынешней ситуации в таксомоторных перевозках в области и об изменениях, которые их ждут в скором времени, «Улице Свободы» рассказал депутат Ярославской областной Думы, заместитель председателя парламентского комитета по экономической политике Альфир Бакиров.
- Альфир Фидаевич, неужели от введения нового закона о такси выиграют все: и перевозчики, и пассажиры?
- Начнем с того, что такой закон назревал давно. Таксомоторные пассажироперевозки - одна из самых криминогенных сфер в бизнесе. Здесь до сих пор царит атмосфера 90-х годов со всеми присущими ей атрибутами: разборками, «крышеванием», физическими расправами и так далее. Как видите, настоящий хаос. И адекватные перевозчики всеми руками за введение нового закона, поскольку он максимально сузит поле деятельности для «бомбил», которые мешают им нормально работать. Жесткая борьба с нелегалами - одна из инициатив таксомоторных компаний. Поэтому наведение порядка в этой сфере совершенно необходимо.
Во-первых, это существенно увеличит возможности легальных таксистов, во-вторых, государство наконец-то начнет получать налоги с этого бизнеса и возобладает инструментами воздействия на перевозчика. Медицинское освидетельствование водителя, техническое состояние автомобиля - все это будет контролироваться, и здесь уже выиграют пассажиры.
- Но ведь самое главное для пассажира - как можно быстрее и дешевле доехать до места назначения. Едва ли над этими требованиями возобладает желание ехать с водителем с медсправкой и счетчиком внутри автомобиля...
- Вы захотите поехать в такси с оторванным зеркалом, с шатающимися сидениями - попросту говоря, с непройденным техосмотром? Не думаю. Нельзя забывать о безопасности. Когда к вам подъезжает такая машина, вы должны знать, куда обратиться, и что с ее водителем может сделать государство.
- Но сейчас таксисты работают в условиях высокой конкуренции, и происходит это во многом благодаря изобилию нелегалов, что, естественно, положительно сказывается на стоимости проезда. Не взлетят ли цены на перевозки после того, когда нелегалы окажутся вне рынка?
- На первый взгляд, это может произойти. Да, легализация предполагает увеличение расходов на те или иные направления на первом этапе. Но впоследствии, за счет оборота, эти затраты компенсируются.
Кроме того, мы предлагаем Правительству области бесплатно выдавать разрешения на перевозку людей - это раз. Пока оставлен в стороне вопрос о едином цвете автомобилей - на полтора года как минимум. Мы хотим, чтобы любой таксист, который хочет легализоваться, смог без проблем это сделать. Для этого он должен стать предпринимателем и оснастить свой автомобиль соответствующими для такси атрибутами. Теперь о ценах.
Вы, наверное, замечали огромную разницу в стоимости проезда у разных перевозчиков - одни просят 100 рублей, другие за аналогичное расстояние - в 2 раза больше - и это происходит у легальных таксистов. Так вот, с введением счетчиков система расчета за проезд станет единой, и перевозчики начнут жестко конкурировать на системе посадки.
- А не будет ли возможна вероятность сговора? Все перевозчики одновременно возьмут и установят одинаково высокую цену на посадку...
- Не думаю, что это произойдет. Вряд ли. Во-первых, на этот случай есть ФАС и ее рычаги давления на предпринимателей, во-вторых, число легальных перевозчиков в Ярославле близится к 70-ти - они никогда не смогут договориться.
- Как показывает практика, любое «закручивание гаек», а новый закон предполагает именно это в отношении нелегалов, неизбежно приводит к росту коррупции. Наверняка найдутся люди, которые помогут таксистам избежать уплаты налогов...
- Коррупциогенные схемы и так уже давно опутали сферу таксомоторных пассажироперевозок. Перевозчики, которые приходят ко мне, говорят, что не могут, например, подъехать на вокзал: те, которым «можно» забирать пассажиров там, прокалывают обычным таксистам колеса, царапают кузов автомобилей. Разумеется, этих людей кто-то «крышует».
Поэтому нужно срочно наводить порядок, и закон позволит это сделать. С его вступлением в силу будут созданы все условия для того, чтобы быть нелегалом стало невыгодно.
- А вы можете привести какие-то положительные примеры легализации таксомоторных перевозок?
- Конечно. В свое время в Нью-Йорке ввели лицензию на такси и таким образом избавились от «бомбил». Она там стоит полмиллиона долларов в год, и ее покупают для того, чтобы работать в центре Нью-Йорка. В Китае жесточайшие правила. С улицы никто «левака» не возьмет, потому что это, во-первых, опасно, во-вторых, он берет дороже, потому что он сразу получит год за свою деятельность. Легального таксиста там ты берешь только на стоянках, либо по телефону. В Египте ровно за два года ситуация с такси изменилась полностью. Там все таксисты в одном цвете и с лицензиями - все очень цивилизованно, и государство получает с этого налоги.
И у нас это обязательно придет.
- Региональный законопроект сейчас разработан и внесен в Думу, но ФЗ вступает в силу 1 сентября. Ярославские парламентарии успеют к этому времени принять региональный закон, чтобы все таксисты области не оказались нелегалами?
- Легализовать таксистов до 1 сентября мы сумеем. Но без областного закона ни один надзорный орган не сможет начать их проверять и контролировать. А именно в нем будут отражены абсолютно все аспекты проверки таксистов. Поэтому какое-то время нелегалы смогут свободно перевозить пассажиров. Да, нам дали мало времени на разработку законопроекта - всего 4 месяца, но мы не встретили инициативы со стороны чиновников из Правительства области, где до сих пор не определили, кто будет заниматься выдачей разрешений водителям.
Я предлагал принять закон летом, прописать основные правила игры, а потом вносить изменения с учетом сложившейся ситуации. Но теперь скорее всего закон примут в конце сентября, поэтому я вынужден констатировать, что мы опоздали. В Москве, например, с 15 июня уже начали бесплатно выдавать разрешения. А у нас остается все меньше времени, и мы продолжаем его терять.