Ярославский программист, выпускник ЯрГУ им. Демидова Денис Гладких выступал ментором команды ярославских студентов, чей проект попал в пятерку лучших на IT-конкурсе Imagine Cup, прошедшем в Нью-Йорке в начале июля. А уже в конце этого года Денис уезжает в Редмонд (США), где будет заниматься созданием среды для разработки программного обеспечения – он принял приглашение на работу от корпорации Майкрософт. «Улица Свободы» встретилась с талантливым программистом и попросила его поделиться секретами успеха.
- Денис, буквально на днях ярославские студенты отличились на Imagine Cup в Нью-Йорке. И их успех состоялся при непосредственном вашем участии. Расскажите, как это проходило.
- Я был задействован в этом просто как ментор, мои обязанности ограничились напутствиями в начале разработки проекта и помощью в предоставлении девайсов для тестирования. Штука в том, что в университете мы про этот конкурс постоянно говорили, для меня, когда я был студентом, он представлялся чем-то таким абстрактным, далеким… А тут пришли двое ребят, одна девочка, сделали все сами и пробились в финал. Впервые такое произошло! И я завидую белой завистью этим ребятам.
- Окей, сперва я думал, что первый вопрос, который я вам задам, будет звучать следующим образом: что нужно сделать, чтобы тебя пригласили работать в Майкрософт. Но, почитав ваш сайт, ваш блог, понял, что сделать нужно действительно много всего, и отвечать на этот вопрос вам бы пришлось очень долго. И все-таки, если наметить самое основное. Как вы пришли к этому?
- Идея достаточно простая. Нужно выбирать работу не там, где больше платят, а там, где можно вырасти в профессиональном плане, в том месте, где тебя могут чему-то научить. Я часто менял работу только потому, что понимал, что достиг «потолка» на старом месте, и мне необходимо «освежить» мозги. Работать нужно не только на компанию, но и на себя. А еще – бывает иногда полезно заниматься бесплатной общественной работой в интернете. Сидеть в блогах, форумах отвечать на вопросы пользователей. Приятно разбираться в чужих ошибках, даже если тебе за это не платят. Программисты постоянно сталкиваются с какими-то проблемами, решение которых приходит не сразу. Но рано или поздно ты встречаешься с теми ошибками, в которых когда-то помогал разбираться незадачливому юзеру на форуме. Это достаточно полезный скилл, который очень помогает. Ну, и надо писать научные статьи, чтобы быть замеченным. Это, пожалуй, самое основное.
- Вы начали работать еще будучи студентом? Просто сейчас многие выпускники жалуются на то, что без опыта работы никуда не устроиться...
- А так было всегда. Я начал работать с третьего курса матфака ЯрГУ, причем до этого у меня не было совершенно никакого представления о том, кем я буду работать - программистом ли, шофером ли... Да, обычно студенты жалуются из-за того, что хотят найти хорошую высокооплачиваемую работу тысяч за 20, тогда как зарплата в четыре раза меньше никого не интересует. Стандартная логика: лучше быть каким-нибудь менеджером по продажам, но при деньгах. Но надо думать о будущем, набирать опыт. Заказов на моей первой работе было немного, чаще их не было вообще. Летом я даже пошел работать на стройку, а когда вернулся – мне дали заказ. Я его выполнил, потом сделал еще несколько, и мне стали больше доверять. Так и пошло дело.
- Кстати, подходы российских и американских работодателей к подбору сотрудников сильно различаются?
- Сложно сказать. Так получается, что я впервые начинаю работать в такой большой компании как Майкрософт. В ней очень много бюрократии, писанины… Нужно проходить огромное количество курсов. До этого я работал в небольших фирмах с коллективом в 25-30 человек. Поэтому мне сложно пока сравнивать. Но в принципе, я думаю, все то же самое. Большие отечественные компании по аналогии с Западом стараются заманить сотрудников так называемыми «бенефитами» – не знаю, как назвать это по-русски – ну, дополнительными бонусами, что ли. Бесплатным походом в спортивный зал, бесплатным обедом или завтраком, медицинской страховкой, например.
- То есть нельзя сказать, что все места заняты, и устроиться невозможно?
- Напротив: сейчас серьезный дефицит программистов. Их просто не хватает. Да, можно зайти на какой-нибудь сайт с предложениями по работе и не найти там ни одной вакансии программиста. Однако это отнюдь не отражает ситуацию на рынке труда. IT-компании набирают сотрудников не через объявления. Первый вопрос, который задают едва устроившемуся на работу программисту – назови своих знакомых, которые могли бы у нас работать. Причем, за рекомендацию стараются платить. Некоторые компании готовы отдать тысячу долларов просто за наводку на талантливого специалиста.
- И как же стать тем, кому зададут этот самый вопрос?
- Студентам для того, чтобы нормально устроиться, нужно обязательно ходить на различные конференции и форумы, показывать себя, по возможности выступать с докладами. Работодатели посещают такие мероприятия и замечают заинтересованных людей. К таким подходят прямо там и предлагают попробовать свои силы в фирме. Можно даже прийти на какую-то совсем заумную конференцию, послушать докладчика, подойти к нему после выступления и попросить разъяснить отдельные моменты, допустим, ты пишешь курсовую как раз об этом. Докладчику понравятся твои вопросы, и тут может выясниться, что он – представитель IT-фирмы, заинтересованной в «свежей крови».
Поэтому посещения конференций – единственный эффективный метод поиска работы. По интернету в компании приходят тысячи резюме, их все нужно смотреть, а программисты – люди ленивые, гораздо проще пригласить кого-то по рекомендации. Опять же, тенденции последних лет говорят о том, что проще брать студентов или выпускников вузов, потому что они не такие жадные, что ли, и порой проявляют себя лучше, чем зарекомендовавшие себя специалисты. Поэтому проблем быть не должно. Если студент не ленивый, то все у него получится.
- Хорошо. Вот вас позвали работать в Штаты. А в России уже лет 20 остро стоит проблема «утечки мозгов». Наши власти пытаются как-то ситуацию исправить, строят Сколково…
- Я буду только рад если все получится, но на этот счет у меня большие сомнения. И вообще, кстати, нельзя сказать, что ситуация так уж плоха. В Ярославле, например, в последние годы устойчиво наблюдается рост числа IT-компаний. В России сейчас работает множество фирм, известных за рубежом, и многие наши соотечественники даже не подозревают о том, что это российские компании. Опасаясь недоверия, эти фирмы регистрируют головной офис в США, тогда как производственные мощности остаются у нас.
- Я видел вашу презентацию для студентов на мартовской конференции в ЯрГУ и почерпнул из нее один любопытный тезис: крадите идеи. Что это значит? Это нормально с этической точки зрения?
- Заимствование чужих идей мы видим постоянно, чему в пример можно привести телевидение. Последние несколько лет я вообще не смотрю телевизор, но знаю, что множество наших телешоу имеют западные аналоги, которые являются первоисточниками. У нас в стране нет полноценной конкуренции, и поэтому практически любая идея, заимствованная оттуда, здесь приживается. А если в Европе и Америке определенная схема уже проверена: проект вырос, он приносит деньги, то почему бы его не попробовать здесь у нас? Главное в этом деле – не нарушить авторские права. Если же опасно балансируешь на грани, то нужно обращаться к правообладателю и узнавать, нет ли у него к тебе претензий.
- Я слышал противоположное мнение. Менеджер по развитию Facebook в России, Восточной Европе и Корее Ангела Цэ в недавнем интервью Ленте.ру заметила, что копирование чужих идей – не лучшая модель ведения бизнеса. Видимо, она намекала на «ВКонтакте»…
- Однако ведь на практике все получается совершенно иным образом. Да, она, наверное, мыслит идеальными категориями: понятное дело, в Штатах все совершенно по-другому: там есть конкуренция, и заимствовать что-то у соседа – не самый оптимальный выход. Но здесь-то у нас конкуренции нет, поэтому я считаю, что нужно отслеживать хорошие идеи и по возможности стараться реализовывать их здесь.
- Вернемся к Майкрософту и вашим в нем перспективам. Как вообще проходил процесс трудоустройства? Вы сами дали знать о себе, или они вас заметили?
- Тут двоякая ситуация. С Майкрософтом меня связывают давнишние отношения, которые начались с программы «студент-партнер». Я туда попал, будучи аспирантом. Поехал на техническую конференцию, одним из организаторов которой выступал Майкрософт, в Москву. Тема форума даже не была связана с моей кандидатской… Но я просто подумал: почему бы и нет? Сделал за месяц доклад и отправился в столицу. Я там познакомился с академическими евангелистами – есть такие люди в компании, которые работают со студентами и преподавателями. Они сказали, что о Ярославле пока ничего не знают, и предложили мне стать студентом-партнером, чья роль заключается в организации конференций, популяризации продуктов компании в своем университете. Да, хочу отметить, что позиция Майкрософта здесь как раз не сводилась к «вербовке» программистов, а, напротив, они задавались целью «выращивать» локальные маленькие конторы, которые могли бы пользоваться их услугами. Это, скажем так, первый этап.
Ну а после - в начале этого года мне пришел ответ из Майкрософта на мое предложение работать у них, которое я давным-давно отправлял. Самое интересное, что я к этому времени уже не хотел никуда перебираться - здесь, в Ярославле у меня была нормальная высокооплачиваемая работа. И я согласился чисто ради интереса. И только пройдя собеседования, я понял, что работа там - это то, что мне нужно.
Хочу заметить, что в Майкрософте постоянно обновляют кадры. В этой компании любят инициативных людей, в ней не место тем, кто спокойно сидит на месте. Если обнаруживаются какие-то признаки застоя – за этим следует увольнение.
- Наверное, вы там и в зарплате сильно выиграли?
- Прошли те времена, когда российские специалисты уезжали за границу за большими деньгами. В этом плане у меня и здесь все было нормально. Я еду в США именно из-за работы, потому что понимаю, что могу там вырасти. Здесь я таких возможностей пока не нахожу. Да, есть офисы в Москве, но я не люблю этот город. Он меня отторгает, и я не хотел бы там жить. Москва очень большая, перенаселенная, и даже когда я приезжаю туда по делам – все эти машины, все гудит, шумит, за 10 минут пребывания на улице у меня начинает болеть голова. Санкт-Петербург немного привлекательнее, но и там начинается то же самое. Но так получилось, что ведущие конторы у нас располагаются как раз в этих городах.
- Ну а когда вы перебираетесь в Редмонд?
- Надеюсь, что в 20-х числах июля все уладится, и я улечу сперва в Канаду, где поработаю до октября, а в конце осени уже поеду в Редмонд. Там как получилось, что в Майкрософте решили, устроить меня в Канаде, чтобы не ждать, пока я сделаю все документы для переезда в Штаты. А пока я оформлял себе визу в Канаду, они сделали меня сотрудником российского Майкрософта.
- Наверное, тяжело будет перевозить все вещи на другой конец планеты? И вообще, где вы там будете жить, как планируете обустраиваться?
- Майкрософт в плане обустройства своих сотрудников не знает себе равных. Она предлагает потрясающие relocation-бенефиты. Почему я не могу назвать конкретной даты переезда? Сейчас работодатель договаривается с перевозчиком всех моих вещей, улаживает налоговые вопросы. Когда тебя перевозят, тебе не нужно все складывать в ящики и коробки, ты говоришь: вот – моя квартира – и выходишь. А приезжаешь – все расстелено и собрано. Компания все это оплачивает. Потом тебе арендуют на несколько месяцев квартиру, автомобиль – поэтому проблем с акклиматизацией возникнуть не должно.
- В России все популярнее становятся продукты компании Apple. Это ведь прямой конкурент Майкрософт? Какие у вас с коллегами и с их продукцией отношения?
- Да, продукты компании Apple, главным образом, переносные гаджеты вроде айфонов и айпадов заняли свою нишу на рынке. Майкрософт в свое время проиграла войну на мобильных устройствах, а когда-то 80 процентов рынка мобильных устройств занимали телефоны с операционной системой Windows Mobile. Сейчас мы видим совершенно другую картину – засиделись, не смогли придумать ничего нового. Но вообще, я буду только рад, если Apple станет производить больше компьютеров – это конкуренция, ею живет Америка, и у Майкрософт появится стимул делать свой продукт еще лучше.
- И последний у меня, пожалуй, вопрос, касается он пиратского контента. Как сделать так, чтоб он исчез с российского рынка?
- Мне кажется, что не стоит ставить перед собой задачу убрать с полок магазинов пиратские диски. Решение вопроса кроется в создании таких условий, в которых существование разработчиков пиратского контента становилось бы нерентабельным. Вот все говорят: качают фильмы через торренты. Я бы с удовольствием подключил себе интернет-услугу, платил эти сто рублей за фильм вместо того, чтобы идти в кинотеатр, но в России нет таких сервисов! Поэтому за неимением альтернативы люди скачивают пиратский контент. А нужно, чтоб эта альтернатива была.