18.11.2011 / 12:34
Являются ли некоммерческие организации (НКО) политической силой и какие проблемы существуют во взаимоотношениях НКО с бизнесом и властью? Об этом говорили вчера на встрече дискуссионного клуба Ресурсного центра поддержки институтов гражданского общества. В дискуссии приняли участие представители ярославских общественных объединений, мэрии Ярославля, правительства области. «Улица Свободы» выяснила у собравшихся, где же искать поддержки ярославским общественным объединениям - у власти или бизнеса.
Сегодня в Ярославской области существует 2653 некоммерческие организации. Почти половина из них находятся в областном центре. Но несмотря на такое количество объединений, осведомленность населения о их деятельности очень невелика. У граждан все еще нет четкого понимания, что такое общественное объединение.
- В Европе среднестатистический житель вовлечен в деятельность пяти общественных организаций, он готов посвещать время волонтерской работе. В России же активность граждан гораздо ниже, - отметил ярославский политолог Александр Соколов.
Основное достоинство некоммерческих организаций, по его мнению, слышать и воспроизводить общественное мнение. Как отметили представители ярославских объединений, во время выборов некоммерческие организации могут стать очень влиятельной силой.
Важным вопросом в ходе дискуссии стало финансирование некоммерческих организаций и их взаимоотношения с властью и бизнесом. Несмотря на то, что прибыль - не цель общественных объединений, НКО все же вынуждены искать и зарабатывать деньги. С кем в этой сфере выгоднее сотрудничать - с государственной властью или с бизнесом? На такой вопрос пытались найти ответ участники дискуссионного клуба. К единому мнению они так и не пришли.
Вадим Волочаев, специалист отдела по работе с общественными объединениями правительства Ярославской области
- Я думаю, что на первый план здесь выходят именно личные контакты руководителей. Если глава общественной организации - известное и авторитетное лицо, ему не составит труда добиться определенной поддержки, как во властных структурах, так и заключить какие-то спонсорские соглашения в бизнесе. Вообще существует множество статей, по которым может спонсироваться общественная организация. Поддержка власти и поддержка бизнеса - это только часть из них. Есть еще спонсорские взносы, оказание платных услуг. И нужно использовать все возможные средства, не зацикливаясь на чем-то одном. Власть, кстати, ежегодно выделяет субсидии на поддержку общественных организаций. Если это молодежный департамент, то он поддерживает молодежную общественную организацию, департамент труда и социальной поддержки - соответственно, социально-ориентированные объединения. Но многие просто этого не знают, поэтому не могут прийти и подать заявку. А выделить однозначно власть или бизнес нельзя.
Александр Соколов, политолог, доцент кафедры социально-политических теорий ЯрГУ им. Демидова, кандидат политических наук
- НКО надо работать с теми, кто готов их поддерживать. Такие люди есть как во власти, так и со стороны бизнеса. Но вот эта готовность помогать и у власти, и у бизнеса рождается только тогда, когда организация делает профессионально свое дело, достигает поставленных задач и нужных показателей. И, соответственно, потом уже все понимают, что дело-то важное. Если организация его делает качественно и эффективно, она всегда найдет тех, кто ее поддержит. То есть, важно своей деятельностью показать свою значимость для общества, и тогда можно получить поддержку. Бизнес сейчас очень сильно и активно поддерживает некоммерческие объединения. Я не могу сказать, кто больше финансирует - бизнес или власть, но поддержка есть и с той и с другой стороны.
Александр Чернавин, исполнительный директор аудиторской фирмы, член Гильдии аудиторов
- Я считаю, нужно найти все три точки соприкосновения и обеспечить соблюдение интересов и власти, и бизнеса, и некоммерческих организаций. Только это поможет достичь намеченных целей. Я за переговоры, за то чтобы уметь договариваться. Отдавать приоритет работе с властью или работе с бизнесом не склонен. И в этом случае НКО поставлена в довольно интересные рамки: она должна уметь вести эффективный диалог с обеими сторонами.
Олег Лобов, директор компании «Бизнес система»
- Нужно рассчитывать только на себя. К примеру, вы создаете организацию, у вас есть какие-то благие цели. Обратились к бизнесу - безуспешно, обратились во власть - тоже безуспешно. И все? Нет. Нужно рассчитывать, прежде всего, на себя. Должен быть собственный ресурс. Если я планирую создание некоммерческой организации, то я опираюсь на свой бизнес. Только так можно рассчитывать на успех.