Европейская авиастроительная корпорация Airbus представила на авиасалоне в Ле Бурже проект нового сверхзвукового пассажирского самолета. Воздушное судно, предварительно названное Zehst благодаря оснащенности технологией Zero Emission Hypersonic Transportation, практически не загрязняет атмосферу.
Предполагается, что во время взлета и набора высоты Zehst будет работать на биотопливе, а в стратосфере самолет будет переходить на использование ракетного горючего. При этом высота полета нового лайнера от Airbus должна составить 32 километра, что примерно втрое больше, чем высота полета стандартных пассажирских самолетов.
К сожалению, полеты на Zehst станут регулярными еще очень нескоро: постройка прототипа воздушного судна будет завершена к 2020году, а его коммерческая эксплуатация начнется около 2050. На авиасалоне в Ле Бурже представлена лишь миниатюрная четырехметровая модель нового лайнера.
В истории авиации лишь два типа сверхзвуковых самолетов допускались к эксплуатации – британско-французский "Конкорд", созданный в 1962 году, и советский Ту-144, первый полет которого состоялся в 1968. За 27 лет эксплуатации "Конкорды" перевезли более 3 млн пассажиров, однако из-за убыточности этих лайнеров в 2003 году их полеты прекратились.
Ту-144 использовался в качестве пассажирского самолета всего год: два самолета с 1977 по 1978 выполняли рейсы по маршруту Москва – Алма-Ата. Затем лайнер использовался лишь для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском.
Отметим, что скорость звука в воздухе при температуре 0 градусов Цельсия и давлении 101325 Па составляет 331 м/с, или около 1192 км/ч. При этом максимальная скорость как "Конкорда", так и Ту-144 превышает этот показатель примерно вдвое. "Конкорд" мог летать на высоте до 18 тысяч 300 метров, тогда как практический потолок использования Ту-144 достигал 20 км.
Как сообщают британские СМИ, Zehst будет намного быстрее других сверхзвуковых самолетов: его скорость будет достигать 5029 км/ч. Пассажиры этого лайнера смогут долететь из Парижа в Токио всего за 2,5 часа.