12.02.2015 / 21:36
Это невероятно, но кризис наконец дошел до тех, кому никогда ничего не грозило и всегда жилось более чем сладко - до профессиональных спортсменов. Глава РЖД Владимир Якунин объявил вчера, что железнодорожная монополия сокращает финансирование и футбольного, и хоккейного клубов “Локомотив” как минимум на 20% (см. фото). Такого поворота спортсмены и функционеры клубов наверняка не ожидали, ведь в последние годы их финансирование, а следовательно и зарплаты, постоянно росли.
Власти говорят, что от кризиса Россия в долгосрочной перспективе только выиграет. Например, из-за санкций мы научимся производить продукты сами. Недостаток денег в экономике вычистит с рынка нежизнеспособные компании. Из-за бойкота международных финансовых структур мы перестанем занимать баснословные деньги за рубежом. Во всем есть плюсы. А вот в сокращении финансирования спортивных клубов плюсов еще больше.
Во-первых, деньги, которые РЖД тратит на зарплаты горстки очень богатых людей - спортсменов и тренеров - можно потратить, например, на то, чтобы в стране отменяли меньше электричек. Многим вообще не очень понятно, почему каждый раз оплачивая свой проезд в поезде, часть денег мы переплачиваем за то, чтобы кудесникам мяча и шайбы жилось припеваючи. Пусть это копейки, но в принципе - почему? И почему мы должны это делать даже в кризис, когда экономим на всём? Или, например, когда фанаты питерского “Зенита” едут на поезде в другой город болеть за свой клуб, они своими деньгами вынужденно поддерживают соперника - почему?
« Почему каждый раз оплачивая свой проезд в поезде, часть денег мы переплачиваем за то, чтобы кудесникам мяча и шайбы жилось припеваючи. И почему мы должны это делать даже в кризис, когда экономим на всём? »
Во-вторых, халява расслабляет. В российском спорте сложилась аморальная традиция, состоящая в том, что клубы не обязаны зарабатывать деньги сами. Зачем, если владелец даст и так? И не просто даст, а будет давать все больше и больше с каждым годом. При таком раскладе у менеджеров пропадает желание зарабатывать, а у игроков - показывать результативную игру.
И, наконец, главное. А главное в спорте - это болельщик и зрелище для него. Западные клубы зарабатывают на том, что болельщик идет на трибуны. Больше болельщиков это не только больше проданных билетов, но и больше денег с прав на трансляции и от спонсоров. Нашим же клубам денег хватает, поэтому зрелищность далеко не в главном приоритете.
Поэтому минус 20% должно стать хорошим началом. Хорошо бы государство - в лице РЖД, “Газпрома” и других госкомпаний - поддерживало спорт открытыми возможностями, пропагандой, но только не деньгами. Тогда клубы начнут думать, как зарабатывать. И может быть, какие-то из них “уйдут с рынка”, но лучшие останутся. Почему когда банкротились туроператоры и следом турагентства, государство не спасало никого из них? Ведь это тысячи потерянных рабочих мест, проблемы брошенных за границей туристов и разрушение целой отрасли экономики. А что будет, если обанкротится, например, футбольный клуб? Двадцать молодых миллионеров почувствуют себя уязвленными? Ну так извините - поболеем за тех, кто смог привлечь болельщиков, а значит выжить. Вроде бы в кризис такие правила игры.
>>>