Илья Федоров: Программу МАКСа «Сатурн» выполнил на 100%
22.08 / 17:00
Вчера завершил свою работу Международный авиационно-космический салон в подмосковном Жуковском. В главном авиасобытии года принимало участие и «НПО «Сатурн». Рыбинцы и москвичи заключили на МАКСе несколько сделок, а в летной программе салона участвовали самолеты с двигателями «Сатурна», в том числе, истребитель пятого поколения Т-50. С работниками НПО в Рыбинске общался в режиме видеоконференции премьер-министр Владимир Путин, пообещавший предприятию увеличение государственного заказа. «Улица Свободы» встретилась с управляющим директором ОАО «НПО «Сатурн» Ильей Федоровым и попросила его рассказать об итогах МАКСа, а также о том, какие изменения ждут компанию в ближайшее время.
- Илья Николаевич, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от авиасалона. В этом году его организаторы сделали акцент на деловой составляющей и представили МАКС в качестве бизнес-площадки. Были ли заметны изменения по сравнению с прошлыми аналогичными мероприятиями?
- Мне удалось побывать на всех МАКСах, но нынешний сильно выиграл от участия в нем западных компаний: французских, итальянских, американских, множества других. И они приехали не просто посмотреть, была заметна заинтересованность в инвестициях в Россию - это самое главное. Все это говорит о том, что у нас внушительный потенциал. На предыдущих авиасалонах в Жуковском представляли разработки 20-25 летней давности, что-нибудь вроде Ту-95МС. На прошлой неделе такого не было. Всеобщему вниманию предлагались действительно новейшие образцы отечественной и зарубежной авиатехники.
Меня очень порадовали полеты Су-35 - настоящая фантастика! Первый публичный взлет Т-50 тоже забудется нескоро. Вдвойне приятней для нашей компании, что на обеих машинах стоят двигатели НПО «Сатурн». И, конечно, впечатлил самый «тихий» полет самолета Сухой Суперджет100 с двигателями SaM146, совместной разработки и производства компании «Сатурн» и Снекмы.
- Задачи, которые стояли перед «Сатурном» на МАКСе, были реализованы в полной мере?
- Откровенно скажу, что специально к МАКСу мы никогда ничего не готовим. В отличие от некоторых других компаний, мы функционируем в штатном режиме и не пытаемся выдать что-то к конкретной дате или к конкретному мероприятию. Мы разграничиваем бизнес с пиаром.
Теперь что касается МАКСа-2011. Мы сделали даже больше, чем хотели. Подписали контракт по обслуживанию SaM-146, нам вручили сертификат на право ремонта этого двигателя - это что касается протокольной части. «Сатурн» провел огромное количество переговоров со смежными компаниями-поставщиками. На стенде ОПК «Оборонпром» побывал Владимир Путин - мы готовились к его визиту. Премьер-министр в реальном времени пообщался с работниками «Сатурна». Ему было приятно увидеть позитивные изменения на предприятии, потому что год назад, когда он приезжал к нам, дела в компании шли не блестяще. Сейчас Владимир Владимирович отметил серьезную положительную динамику. Так что МАКС для нас удался.
- Насколько корректно говорить о лидерстве какой-то страны в области двигателестроения?
- Лидеров в этой отрасли промышленности нет и не может быть, поскольку все двигателестроительные корпорации глубоко интегрированы. У нас есть стратегические партнеры в лице Snecma и Safran, мы сотрудничаем с General Eletrcic. То же самое можно сказать обо всех крупных двигателестроителях, скажем, о Rolls Royse. Производство диверсифицировано: все компоненты делают разные предприятия, и это мешает выявить лидера, да и нет в этом острой необходимости. Есть те лучшие, которые лучше продают, как, например, двигатель CFM-56, который выпускается по 1600 ежегодно для «Эйрбасов» и самолетов других корпораций. Это, конечно, непревзойденный результат.
- Во время видеоконференции с рыбинскими двигателестроителями премьер пообещал увеличить госзаказ для Сатурна. Вы можете как-то это конкретизировать? В чем именно нуждается сейчас государство, и производство какого продукта будет увеличено?
- Во-первых, если премьер пообещал, то так оно и будет. У нас в два раза увеличивается госзаказ на ремонт силовой установки Д-30КП2. Это двигатели транспортных самолетов Ил-76. Будет расти производство двигателей для крылатых ракет различных видов, а также моторов морского применения. Это основные направления роста производства. И, соответственно, увеличится объем научно-исследовательских работ.
- Не означает ли увеличение госзаказа расширения компании? Набора новых сотрудников, например?
- Конкретно под госзаказ мы сотрудников не нанимаем. Расширение предусмотрено по коммерческим контрактам, два из которых суммарной стоимостью около миллиарда долларов. Один контракт на наземные газотурбинные установки уже подписан, второй мы рассчитываем подписать в ближайшее время. Выполнение этих договоров потребует набор сотрудников. Я думаю, мы наберем порядка полутора тысяч основных рабочих.
Реализовывая производственные программы, не станем забывать и о социальных обязательствах перед сотрудниками. Предприятие будет продолжать строить и предлагать специалистам квартиры на льготных условиях. В исключительных случаях самым значимым для компании сотрудникам мы будем предоставлять квартиры и бесплатно. Планируется увеличение социальных пакетов. Это ждет нас в ближайшее время.
- Вы уже сказали о сертификате на право ремонта SaM-146. То есть ранее этим правом обладал только ваш французский партнер по производству этого двигателя?
- Нет, им никто не владел, потому что необходимости ремонта нового двигателя не было. А сейчас подошло время. Эксплуатируются три самолета: два у Аэрофлота и один - у Армавиа. До этого были случаи, когда мы должны были ремонтировать, но процесс проходил в производственном ключе. Для более эффективной работы ремонт должен быть технологически развязан с выпуском продукции. У нас было разрешение от властей на техобслуживание конкретных двигателей. Сертификат же позволит штатно, в отрыве от производства обеспечить ремонт. А европейский сертификат на ремонт EASA мы получим в конце этого - начале следующего годов.
- Какие преимущества даст сертификат европейского образца?
- Получив его, мы сможем ремонтировать двигатели, эксплуатируемые за рубежом. У «Сухого» есть контракты с западными компаниями, и мы сможем их обслуживать.
- В заключение не могу не спросить об инциденте, случившемся в последний день работы МАКСа. Летчик-испытатель не стал поднимать Т-50 в воздух из-за неполадок с двигателем. Не значит ли это, что двигатель готов не до конца?
- Скажу вам откровенно как один из самых информированных в этом вопросе : неисправности двигателя не было вообще. По предварительным данным, была нестабильная работа - не отказ! - датчика, который следит за некоторыми параметрами двигателя. Только и всего. Двигатель абсолютно исправен. Полет хоть и демонстрационный, но прежде всего испытательный. Это абсолютно нормальное явление. Самолет находился на рулежной дорожке, и летчик абсолютно правильно принял решение не поднимать машину в воздух. Всю программу МАКСа мы выполнили на 100%.
- Насколько корректно говорить о лидерстве какой-то страны в области двигателестроения?
- Лидеров в этой отрасли промышленности нет и не может быть, поскольку все двигателестроительные корпорации глубоко интегрированы. У нас есть стратегические партнеры в лице Snecma и Safran, мы сотрудничаем с General Eletrcic. То же самое можно сказать обо всех крупных двигателестроителях, скажем, о Rolls Royse. Производство диверсифицировано: все компоненты делают разные предприятия, и это мешает выявить лидера, да и нет в этом острой необходимости. Есть те лучшие, которые лучше продают, как, например, двигатель CFM-56, который выпускается по 1600 ежегодно для «Эйрбасов» и самолетов других корпораций. Это, конечно, непревзойденный результат.
- Во время видеоконференции с рыбинскими двигателестроителями премьер пообещал увеличить госзаказ для Сатурна. Вы можете как-то это конкретизировать? В чем именно нуждается сейчас государство, и производство какого продукта будет увеличено?
- Во-первых, если премьер пообещал, то так оно и будет. У нас в два раза увеличивается госзаказ на ремонт силовой установки Д-30КП2. Это двигатели транспортных самолетов Ил-76. Будет расти производство двигателей для крылатых ракет различных видов, а также моторов морского применения. Это основные направления роста производства. И, соответственно, увеличится объем научно-исследовательских работ.
- Не означает ли увеличение госзаказа расширения компании? Набора новых сотрудников, например?
- Конкретно под госзаказ мы сотрудников не нанимаем. Расширение предусмотрено по коммерческим контрактам, два из которых суммарной стоимостью около миллиарда долларов. Один контракт на наземные газотурбинные установки уже подписан, второй мы рассчитываем подписать в ближайшее время. Выполнение этих договоров потребует набор сотрудников. Я думаю, мы наберем порядка полутора тысяч основных рабочих.
Реализовывая производственные программы, не станем забывать и о социальных обязательствах перед сотрудниками. Предприятие будет продолжать строить и предлагать специалистам квартиры на льготных условиях. В исключительных случаях самым значимым для компании сотрудникам мы будем предоставлять квартиры и бесплатно. Планируется увеличение социальных пакетов. Это ждет нас в ближайшее время.
- Вы уже сказали о сертификате на право ремонта SaM-146. То есть ранее этим правом обладал только ваш французский партнер по производству этого двигателя?
- Нет, им никто не владел, потому что необходимости ремонта нового двигателя не было. А сейчас подошло время. Эксплуатируются три самолета: два у Аэрофлота и один - у Армавиа. До этого были случаи, когда мы должны были ремонтировать, но процесс проходил в производственном ключе. Для более эффективной работы ремонт должен быть технологически развязан с выпуском продукции. У нас было разрешение от властей на техобслуживание конкретных двигателей. Сертификат же позволит штатно, в отрыве от производства обеспечить ремонт. А европейский сертификат на ремонт EASA мы получим в конце этого - начале следующего годов.
- Какие преимущества даст сертификат европейского образца?
- Получив его, мы сможем ремонтировать двигатели, эксплуатируемые за рубежом. У «Сухого» есть контракты с западными компаниями, и мы сможем их обслуживать.
- В заключение не могу не спросить об инциденте, случившемся в последний день работы МАКСа. Летчик-испытатель не стал поднимать Т-50 в воздух из-за неполадок с двигателем. Не значит ли это, что двигатель готов не до конца?
- Скажу вам откровенно как один из самых информированных в этом вопросе : неисправности двигателя не было вообще. По предварительным данным, была нестабильная работа - не отказ! - датчика, который следит за некоторыми параметрами двигателя. Только и всего. Двигатель абсолютно исправен. Полет хоть и демонстрационный, но прежде всего испытательный. Это абсолютно нормальное явление. Самолет находился на рулежной дорожке, и летчик абсолютно правильно принял решение не поднимать машину в воздух. Всю программу МАКСа мы выполнили на 100%.
Перейти в раздел "Интервью"